Дата открытия, История появления
Идея прокладки стальной магистрали в сторону Ярославля во многом принадлежала профессору математики МГУ Федору Чижову, будущему крупному теоретику промышленно-торгового развития России. К строительству "первой русской" (т.е. без участия иностранного капитала) частной железной дороги от Москвы до Сергиева Посада он привлек группу московских купцов. Активным его помощником стал состоятельный и деятельный купец Иван Федорович Мамонтов, отец будущего известного мецената Саввы Мамонтова.
В 1859 году императором Александром II было Высочайше утверждено решение о строительстве железной дороги от Москвы до Сергиева Посада с условием в ближайшие три года продлить её до Ярославля, так как дорога только до Сергиева Посада считала «роскошью» и, по мнению Главноуправляющего путями сообщения, серьёзной транспортной нагрузки нести не могла.
Место для расположения станции выбиралось с большим трудом. Предлагалось разместить вокзал у Сухаревой башни, у Крестовской заставы, или вообще его не строить, а отправлять поезда с уже существовавшего вокзала Петербурго-Московской железной дороги. После долгих споров решили строить вокзал на Каланчёвской площади.
Проектирование вокзала было поручено архитектору М.Ю. Левестаму, однако, его проект не одобрило Правление дороги. Окончательный проект вокзала составил архитектор Р.И. Кузьмин. Это было небольшое П-образное изящное двухэтажное здание с башенкой в середине, близкое по архитектуре вокзалу Петербурго-Московской железной дороги. Вокзал был тупикового типа с раздельными платформами для прибытия и отправления поездов. Новая железная дорога, названная Троицкой, была открыта в 1862 году. Для освящения вокзала был приглашён митрополит Филарет, который раньше никогда не видел ни железной дороги, ни поезда. Поэтому специально для него от поезда отцепили паровоз и он совершил несколько манёвров по станции, что крайне заинтересовало митрополита.