Сталинская высотка в Зарядье

Сталинская высотка в Зарядье

Ознакомьтесь с историей нереализованной восьмой высотки в Зарядье в дополненной реальности. Для того, чтобы максимально погрузиться в архитектуру прошлого, отправляйтесь в парк «Зарядье», поднимитесь на самый верх Парящего моста, встаньте лицом к парку, откройте страницу исторического объекта в приложении, выберите опцию просмотра в AR и следуйте простым подсказкам на экране. Также воссозданные объекты можно увидеть, не выходя из дома, - с помощью мобильного приложения, нажав на кнопку «Я не ...

Развернуть
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Годы постройки:
Не построен

История строительства «восьмой сестры» – сталинской высотки в Зарядье

Без семи «московских сестер» – монументальных сталинских высоток – невозможно себе представить уникальный архитектурный облик столицы. Высотка на Красных Воротах, гостиница «Ленинградская», жилой дом на Баррикадной, Дом на Котельнической набережной, здание МИДа, гостиница «Украина», главное здание МГУ… Высотки стали своего рода сенсацией не только советской, но и мировой архитектуры.

А ведь должна была быть еще и восьмая «сестра». Высотка в Зарядье имела все шансы стать самым грандиозным из восьми зданий-небоскребов, заложенных осенью 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы. Строительство столичных высоток было делом государственной важности: весь процесс проектирования и строительства зданий курировал лично Л. Берия, также патронировавший советскую атомную программу. К середине 1950-х гг. семь уникальных, разновеликих «сталинских высоток», построенных по индивидуальным авторским проектам, уже были возведены.

Административное здание в Зарядье принялись возводить позже всех остальных, в 1951 году. Дело не спорилось: сроки строительства постоянно сдвигались, сметы пересчитывались, планы сдачи объекта вновь и вновь срывались. Площадь, выделенная под строительство высотки в Зарядье, старинном московском районе, чья история уходит корнями в далекое прошлое, составляла целых 15 гектаров.

Планируемая высота многоэтажки в Зарядье должна была составить рекордные по тем временам 275 метров – на 36 метров выше здания МГУ, самого высокого из семи построенных небоскребов.

В административном здании планировалось разместить 2 тысячи рабочих кабинетов общей площадью 72 тыс. м²! Не удивительно, что при таком размахе в нижнем вестибюле здания для будущих сотрудников и посетителей было подготовлено аж 40 лифтов. В здании предполагалось возвести 32 этажа – столько же, сколько в высотке на Котельнической набережной. Также было спроектировано несколько кинозалов, столовых и буфетов, зал собраний, рассчитанный на 3 тысячи участников, а также собственная типография. Два гардероба могли вместить в себя верхнюю одежду 3400 человек.

Высотка в шаговой доступности от Кремля должна была стать олицетворением новой эпохи, символом нового, послевоенного, духоподъемного этапа жизни страны. Однако после смерти Сталина строительство здания было заморожено. К этому моменту работы, касающиеся нижней части здания, созданного по проекту ученика А.В. Щусева, Дмитрия Чечулина, были почти закончены, и строители приступили к установке каркаса. К концу 1953 года возведение высотки в самом сердце Москвы было «временно приостановлено», а затем и полностью заморожено. Археологи получили доступ к артефактам, находящимся практически у стен Московского Кремля. Точная причина, по которой строительство восьмой высотки было прекращено, до сих пор остается до конца неизвестной. Предполагается, что после кончины вождя «стройка века» была, помимо всего прочего, сочтена еще и неоправданно затратной с финансовой точки зрения. Для группы архитекторов и строителей, денно и нощно работавших над проектом в течение многих лет, известие о завершении всех работ стало «крушением надежд». Поскольку решение уже было принято, вместе с ним стал «неотвратим конец пути». Однако свято место пусто не бывает. Готовый фундамент здания в Зарядье позже использовали при строительстве гостиницы «Россия», построенной по проекту Чечулина в середине 60-х годов «на базе» недостроенной «восьмерки».

Автор статьи: Валерия Пайкова
Распечатать статью