Воскресенские (Иверские) ворота

Воскресенские (Иверские) ворота

роезд Воскресенские ворота, 1а
«Ма fa veri miracoli, signore, in queste paese tutti i miracoli sono very» («Но она творит подлинные чудеса, синьор, в этой стране все чудеса настоящие»)
star-icon
3.4
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Узорочье,Неоклассицизм
Годы постройки:
1535
Архитекторы:
Пётр Малой Фрязин
Назначение постройки
Иное

Дата открытия, История появления

Астольф де Кюстин в своем запрещенном в России, а потому повсеместно в ней читаемом (разумеется, теми, кто знал французский язык) произведении «Россия в 1839 году» поражался: «Над двухпроездными воротами, через которые я вошел в кремль, помещается икона Божией матери, написанная в греческом стиле и почитаемая всеми жителями Москвы.

Я заметил, что все, кто проходит мимо этой иконы - господа и крестьяне, светские дамы, мещане и военные, кланяются ей и многократно осеняют себя крестом».

Трудно поверить, но Тверская улица в действительности начиналась именно отсюда – от Иверской часовни, а не от гостиницы «Националь» и Манежной площади. Во всяком случае, еще столетие назад не было тут ни площади, ни длинного фасада гостиницы «Москва», а стояли самые обычные дома. И числились они как раз по улице Тверской. Так что главная московская дорога отходила именно от примеченной маркизом достопримечательности.

Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города были построены как двухарочные в 1535 -м, а в 1680 году фактически обрели тот вид, что дошел неизменным до 1931 года, когда ворота были снесены. В 1781 году перед воротами поставили часовню (сначала деревянную, а с 1791 года – каменную) для иконы Иверской Божией Матери, сломанную впоследствии вместе с воротами и вместе с ними же восстановленную.


Об иконе

Сама же чудотворная икона была прислана в Москву в 1669 году афонскими монахами. В отсутствии часовни образ сохранялся в церкви Воскресения в Сокольниках.

История иконы следующая. Более тысячи лет тому назад одна женщина взяла икону Богоматери с младенцем и опустила ее в реку. А образ вместо того, чтобы утонуть, неожиданно вынырнул, встал на ребро и поплыл. Плавал целых два века, а после явился монахам афонского монастыря – на этот раз в виде огромного огненного столба. Никто не мог дотронуться до образа, это получилось лишь у самого смиренного монаха. Икону поместили в главный храм, но спустя три дня она, как уверяли свидетели, самостоятельно переместилась из храма на ворота для того, чтобы охранять монахов от всевозможных бед. С тех пор ее стали звать либо «заступница», либо «вратарница».

В семнадцатом столетии с иконы сняли копию и отвезли ее в Москву, где ей и поклонялись боголюбивые горожане. А в преддверии экзаменов у Иверской становилось особенно многолюдно, сюда съезжались гимназисты и студенты. Поставить свечку, да принести красивую белую розу. Считалось, что Иверская заступница все видит и оценит всякое усердие. Говорят, доходило до того, что к ней перед особенно рискованными предприятиями заглядывали воры и бандиты – вроде как икона просто не может отказать кому-то в помощи.

Более других нуждались в помощи иконы тяжелобольные - те, кто никак не мог добраться до часовни и приложиться к чудотворной Иверской. Несправедливость эту быстро устранили. Действительно, ведь если можно было сделать одну копию, то значит теперь можно сделать и другую. Таким образом в Москве возникло несколько Иверских икон. Все - чудотворные. Выстраивать их по ранжиру в смысле подлинности и могущества считалось делом не богоугодным, чуть ли не языческим. Богоматерь-то одна, и поклоняются-то по большому счету, ей, а не куску раскрашенного дерева в дорогих ризах.

Поэтому икону регулярно (чаще ночью, но, случалось, что и днем) вытаскивали из часовни и возили по Москве. А на ее место ставили так называемую "заместительницу".

Икона ездила по городу помпезно - в закрытой карете, украшенной херувимами высокопробного золота, и с факельщиком-вестовым. Прохожие, увидев эту важную процессию, крестились и тревожно перешептывались: "Иверскую везут".

"Поднятие иконы" (так официально назывался этот ритуал) вошел в московский, непонятный жителям иного города, фольклор. "Не миновать - Иверскую поднимать". Так говорили в случае, когда какое-нибудь дело принимало скверный оборот. Впрочем, не всегда икону приглашали по печальным поводам. Она могла приехать в новоселье, на крещение, к свадьбе. Многие же москвичи старались принимать икону вне зависимости от печальных или радостных событий. Например, раз в год.


Перестройка и реставрация

Интересно, что после революции в середине 1920-х годов ворота и часовню реставрировали, чтобы спустя несколько лет принять решение о ее сносе. Официальная причина – ворота мешают проезду военной техники. В 1929 году разбирается Иверская часовня, и на её месте устанавливается скульптура рабочего, в 1931-м сносят и сами ворота, а в 1936 году проезд через место бывших ворот переименовывают в Исторический.

В 1994—1995 по решению правительства Москвы Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены (автор проекта — архитектор О. И. Журин). В 1993 году Исторический проезд был переименован в Проезд Воскресенские Ворота. После восстановления ворот и часовни в 1995 году проезд Воскресенских ворот снова стал пешеходным, в результате чего возобновленные с 2008 года парады с участием военной техники потеряли возможность въезжать на Красную площадь, как раньше, двумя двойными колоннами, и теперь тяжёлая техника может двигаться по Красной площади уже не в четыре ряда, а только в два.

Автор статьи: Юлия Мезенцева
Распечатать статью

Интересное рядом (12)

Московский Кремль
icon
Московский Кремль — крепость в центре Москвы и древнейшая её часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города, официальная резиденция Президента Российской Федерации, была официальной резиденцией Генерального секретаря ЦК КПСС.
Главный дом городской усадьбы И.Т.Рахманова (Софийский механический завод Г.Листа)
icon

Во время пожара 1812 года главный дом не сгорел, но прочие постройки сильно пострадали от огня.

Меблированные комнаты «Петергоф»
icon
Портрет А.М. Горького кисти Серова был написан именно здесь.
Церковь Косьмы и Дамиана, что в Шубине, XVII-XVIII вв.
icon
Этот храм стал печальным свидетелем расстрела «зажигальщиков Москвы» 1812 года.
ЦАО, Столешников пер., дом 2-4, строение 6
star-icon
3.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Палаты в Шубине
icon
Огромный сталинский дом скрывал в своих недрах роскошный дворец времен Алексея Михайловича Романова.
ЦАО, Тверская ул., дом 6, строение 2
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
star-icon
3.6
Архив социально-политической истории
icon
Здание архива было спроектировано как хранилище и место изучения ленинских документов.
ул. Б. Дмитровка, 15
ПушкинскаяТверская
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Квартира, в которой жил Зелинский Николай Дмитриевич в 1893-1911 и 1917-1950 гг. В квартире - мемориальный музей Н.Д.Зелинского
icon
Выдающийся памятник истории российской науки - Мемориальный музей академика Н.Д.Зелинского в одном из корпусов «задней стороны» Старого Университета по Никитскому переулку.
Жилой дом, 1938 г.
icon
Гигантский дом-город, удостоенный Сталинской премии, приютивший внутри себя советских летчиков, артистов, писателей, а еще — старинный дом Саввинского подворья, сохранившийся от бывшей Тверской улицы…
ЦАО, Тверская ул., дом 6, строение 1
star-icon
3.8
audioGuideОткрыть аудиогид
Административное здание, арх. В.С. Андреев
icon
Темно-коричневый финский гранит, которым отделан фасад первого этажа дома, имеет особую историю.
Тверская ул., д.11
Охотный рядПушкинскаяТверскаяЧеховская
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Доходный дом Московского товарищества ссуды под заклад
icon
Богатейшая история участка, на котором стоит один из самых, пожалуй, красивых доходных домов Большой Дмитровки, начинается с 1744 года.
Ул. Большая Дмитровка, д. 22
Чеховская
5
audioGuideОткрыть аудиогид
Дом жилой, сер. XVIII, XIX в., 1-я треть ХХ в.
icon
Почти все общественные организации Москвы, у которых не было своего помещения, когда-то получали приют именно здесь.
Дмитровка Б. ул., дом 15А, строение 1
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид