Вагонный сарай с котельной Миусского трамвайного депо

Вагонный сарай с котельной Миусского трамвайного депо

Многие объекты промышленной архитектуры начала ХХ века вызывали ассоциации со средневековыми замками. Так производственные здания вписывались в историческую среду.
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Кирпичный стиль
Годы постройки:
1903-1909, 1910-1911
Архитекторы:
Н.К. Жуков,М.Н. Глейнинг,В.Г. Шухов,Н.А. Сытенко
Назначение постройки
Промышленный комплекс

Информация о здании

Вагонный сарай с котельной – с 2017 года объект культурного наследия регионального значения – выходит на красную линию Миусского переулка. Он построен в 1901–1905 гг., но вскоре, в 1910–1911 гг., получил новые пристройки с юго-западной стороны. В прямоугольном в плане здании размещались также мастерские и кладовые.

Архитектура промышленных комплексов России того времени, и Миусское трамвайное депо здесь не исключение, вызывает ассоциации со средневековыми европейскими крепостями и замками: замкнутый контур комплекса, башенки и ризалиты, «готические» элементы декора, неоштукатуренные кирпичные поверхности стен, арочные ворота. Помимо соответствия вкусу времени, это обстоятельство имело и градостроительный эффект. Сугубо технологические, казалось бы, здания вписывались, «вживлялись» в архитектурную ткань старинного города, не создавая впечатления грубого контраста с предшествующей застройкой.

В советские времена здание перестраивалось. Въездные ворота для трамваев были заложены; центральная пара ворот в 1950-е годы объединена, когда здания трамвайного парка реконструировали под троллейбусное депо. Главный фасад здания выделен ризалитом, над которым поставлен ступенчатый аттик с башенками. Въездные ворота завершены полуциркульными арками. Фасад украшен также рустованными лопатками, венчающим карнизом. В малых арках фасада сохранились первоначальные витражи. Юго-западный фасад вдоль Миусского переулка лучше других сохранил первоначальный облик.

Крыша со световыми фонарями, авторство проекта которой приписывалось знаменитому русскому инженеру В.Г. Шухову, перестроена в середине ХХ века. В интерьерах, разделенных на продольные коридоры для движения трамвайных вагонов, не сохранилось исторической отделки. Зато уцелели опорные конструкции и перекрытия начала XX века, в том числе металлические сварные несущие фермы.

При реставрации и приспособлении комплекса Миусского трамвайного депо под культурно-развлекательный центр – «фудкорт» – здание Вагонного сарая с котельной сохранило исторические габариты и объемно-планировочное решение. Часть поздних пристроек демонтировали, фасады обновили, восстановили и укрепили детали их декоративного убранства.

Автор статьи: Константин Михайлов
Распечатать статью

Интересное рядом (12)

Мастерская Миусского трамвайного депо
icon
Мастерская – самое старинное здание Миусского трамвайного депо. Оно сохранилось от Миусского парка конно-железных дорог и в начале ХХ века было включено в новый комплекс.
Подпольная типография МК РСДРП в 1905 г. В здании - филиал Государственного музея революции СССР
icon
Сама типография представляла собой вырытую в земле пещеру, где располагалась печатная машина.
Музей русской гармоники А. Мирека
icon
г. Москва, 2-ая Тверская-Ямская ул., д. 18
Училищный дом
icon
Дом городских училищ, рассчитанный на 600 учащихся, был торжественно открыт 30 августа 1900 года.
ЦАО, Миусская пл., дом 9, строение 3
star-icon
3.1
Доходный дом Е. М. Калиновской, 1911 г., архитектор Э. К. Нирнзее
icon
Одним из украшений 4-й Тверской-Ямской улицы, не избалованной архитектурными памятниками, является дом 5, построенный в 1911 г. для Е. М. Калиновской по проекту известного московского архитектора Э. К. Нирнзее в стиле поздний модерн.
Миусское трамвайное депо
icon
История создания Миусского трамвайного депо связана с появлением в столице конно-железных дорог. Для строительства депо была выбрана обширная местность Миусского поля, где с конца XVIII века и вплоть до начала 1870-х гг. располагались лесные торговые ряды.
Миусская электрическая трамвайная подстанция
icon
Возраст здания, в котором расположена Миусская электроподстанция, — 114 лет. Она до сих пор выполняет свои функции.
Петровско-Александровский пансион-приют
icon
Здесь содержались дети из бедных дворянских семей
Фадеева ул., дом 5, строение 1
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Музей AZ
icon
г. Москва, ул. Тверская-Ямская 2-Я, д. 20-22
Станция метро «Белорусская» (кольцевая)
icon
На этой станции можно отыскать рисунки белорусской народной вышивки.