Информация о здании
Большая Ордынка ‒ одна из самых интересных с исторической точки зрения улиц района Замоскворечье. В XVIII в. на улице проживали купцы, промышленники, архитекторы, строители, поэты, художники и представители духовенства. Данные категории граждан не могли себе позволить дорогостоящее жилье в пределах Москвы-реки, а заее границами вполне. В те годы район Ордынки можно было смело назвать провинциальной частью города, что передавалось через образ жизни проживающих там людей. Он был достаточно размеренным и спокойным, неторопливость и степенность читались в ритме жизни граждан, что было некой особенностью этой части города.
Что же касается исторического названия улицы,Большая Ордынка, несомненно, связана с пролегавшей ранее дорогой из Москвы в Орду. С одной стороны улица упирается в Садовое кольцо, с другой ‒ в Большой и Малый Москворецкий мост, а за ними Васильевский спуск и Красная площадь.
На Ордынке, по архивным данным, пять церквей. Изучая исторические справки, понятно, что это единственная улица старой Москвы, сохранившая все свои церкви.
Население района Замоскворечье отстраивало дома с присущим тем годам стилю классицизм. На Ордынке сохранилось по наше время немало строений XVIII-XIX вв. «Купцы со средним достатком строили простые особняки, иногда выделяя их глуповатой фривольной башенкой, красивыми наличниками или подобием колонн. Они разводили рядом просторные сады с фруктовыми деревьями, настаивали из своей рябины ведерные бутыли водки и чувствовали себя намного лучше, чем утонченные дворяне в их домах с портиками и мезонинами на той стороне Москвы-реки. А в интерьере купцы давали волю своему безудержному вкусу: огромные люстры (совсем как на картинах Федотова), мещанские обои и скатерти с цветочками были неизменным атрибутом каждой парадной комнаты».
За годы советской власти улица мало изменялась, сохранив во многом дух старой Москвы. На сегодняшний день Ордынка видоизменяется, но незначительно. Здания практически не теряют свой первоначальный облик, а в основном реставрируются.
Интересующий нас дом (дата постройки ‒ 1851 г.) является объектом культурного наследия. Он представляет собой старинный особняк XVIII в. Трехэтажное здание с цоколем и мансардой расположено на границе двух районов в центре Москвы – Якиманка и Замоскворечье. Фасад украшен декоративной лепниной, окнами различных форм и балконом. Дом оснащен необходимыми инженерными коммуникациями и находится в нескольких минутах ходьбы от метро «Третьяковская».
В XVIII столетии территория владения входила в состав обширной городской усадьбы, расположенной в приходе церкви великомученика Георгия на Ордынке. С помощью архивных данных удалось установить имена владельцев на период первой половины ‒ середины XVIII в.: С. Лукич и Н. С. Вельяминовы, А. П. и А. И. Зиновьевы. В 1760-1765 гг. усадьба принадлежала князю Н. Н.Львову, а затем была куплена И. П. Савиновым.
В 1851 г. по красной линии улицы возведен двухэтажный прямоугольный дом с каменным полуподвалом и деревянным верхним этажом (исследуемое стр. 1). Главный фасад, в семь оконных осей, имел традиционный для того времени облик в стиле поздний классицизм. Его композиция основывалась на ритмичном повторении одинаковых в пределах каждого этажа декоративных элементов: замковых камней в завершении окон полуподвала, обработанного рустом, и рамочных наличников с сандрикамипроемов второго этажа. Лишь фланги фасада были акцентированы ризалитами, украшенными в уровне верхнего этажа пилястрами и фризом с лепным декором. Венчал здание профилированный карниз с невысоким парапетом. Со стороны двора к дому примыкали двухэтажный смешанный объем для кухни и такое же строение для квартир с антресолями, объединенные деревянными сенями. На территории двора группировались деревянные служебные строения: погреба, конюшня и сарай.
В 1854 г. усадьбу приобрел купец В. А. Богатырев. В 1864 г. был отремонтирован с перелицовкой фасада жилой дом по улице Ордынке. Структура фасада в семь оконных осей была сохранена, однако исчезли акценты в виде ризалитов. Мощный карниз делил фасад на два уровня: низкий нижний, прорезанный окнами со штукатурными тянутыми наличниками, и верхний высокий с проемами, объединенными в нижней части профилированной тягой и украшенными наличниками с сандриками. Венчающий карниз поддерживали часто расставленные узкие кронштейны. Данное оформление фасада сохранилось до настоящего время.
До наших дней уцелели подлинные оконные переплеты и детали убранства. Сейчас дом отселен. Здание после анализа специалистами признано аварийным и нуждается в реставрации.