Информация о здании
В XVIII веке усадьба занимала территорию во всю ширину квартала. В Вишняковский переулок выходил парадный двор, а в Первый Новокузнецкий, в прошлом Спасоболвановский переулок, выходил сад.
По некоторым сведениям, дом 21, стоящий торцом к переулку в глубине владения, может сохранять части стен старого главного дома усадьбы. Здание несколько раз перестраивалось и полностью утратило архитектурную обработку фасадов.
В конце XVIII века к западу от дома 21 был построен новый главный дом усадьбы, нынешний дом 23. Трехэтажное здание выходило в Вишняковский переулок главным фасадом, украшенным портиком. По сторонам главного фасада стояли, образуя парадный двор, два флигеля. На южную сторону, в сад, выходила лоджия, фланкированная двумя ризалитами. Каменный дом не горел в пожаре Москвы 1812 года скорее всего из-за обширных садов на своём и на соседних участках.
Во второй половине XVIII – начале XIX века усадьбой владел купец Василий Андреевич Лукутин. Купцы Лукутины вошли в историю русского искусства, организовав в селе Федоскине, севернее Москвы, в середине XIX века коробочный промысел. Промысел сохранился до наших дней: чёрные лаковые коробочки с яркой сюжетной росписью пользуются большим спросом.
В XIX веке усадьба сменила нескольких хозяев, была во владении соседей, купцов Третьяковых, однофамильцев знаменитых коллекционеров. В 1910 году главный дом владения был надстроен на один этаж и приспособлен под квартиры. Работы вёл архитектор Пётр Анисимович Ушаков, известный как автор нескольких доходных домов для людей среднего достатка в Москве. Он бережно отнёсся к архитектуре здания, отделка первых этажей была почти полностью сохранена, четвёртый этаж был оформлен в неоклассическом стиле и не диссонировал со старыми частями дома. В 1980-е годы здание надстроили ещё раз на целых пять этажей. Незадолго до этих работ были снесены пилоны парадных ворот усадьбы.
Сегодня перед нами редкий пример дома, в котором над тремя нижними этажами XVIII века построен этаж начала ХХ столетия и ещё пять этажей конца ХХ века.