Усадьба Голицыных "Влахернское-Кузьминки"

Усадьба Голицыных "Влахернское-Кузьминки"

ЮВАО, Кузьминки Старые ул., дом 2, ЮВАО, Кузьминки Старые ул., дом 3, ЮВАО, Кузьминская ул., дом 7, строение 1, ЮВАО, Кузьминская ул., дом 7, строение 2, ЮВАО, Кузьминки Старые ул., дом 10, ЮВАО, Кузьминки Старые ул., дом 12
Волжская
До 1917 г. Кузьминки оставались наследственной вотчиной князей Голицыных.
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Классицизм
Годы постройки:
XIX в.
Архитекторы:
А.Г. Григорьев ,И.П. Жеребцов,А.Н. Воронихин,К.И. Росси,М.Д. Быковский,И.В. Еготов,Д.И. Жилярди,Р.Р. Казаков
Назначение постройки
Дворец, Городская усадьба, Театр

Дата открытия, История появления

История усадьбы Влахернское-Кузьминки начинается в 1702 г., когда за помощь в оснащении флота и армии Петр I наградил поместьем с мельницей своего фаворита Г. Строганова. Строительство на этих землях началось при его сыновьях.

В 1716 г. был построен деревянный храм, освященный в честь фамильной иконы Строгановых – Влахернской Божьей Матери. По ней получило название и близлежащее село. После смерти отца строительством в Кузьминках занимался его наследник Александр. Его стараниями в Кузьминках на р. Чурлихе был создан каскад прудов.

В 1757 г. дочь А. Строганова вышла замуж за князя М.М. Голицына, получив имение в приданое. До 1917 г. Кузьминки оставались наследственной вотчиной князей Голицыных. При Михаиле Михайловиче усадьба была превращена в загородную резиденцию европейского типа.

В создании усадьбы принимали участие знаменитые художники, скульпторы и архитекторы XVIII-XIX вв.: И. Жеребцов, А. Воронихин, Р. Казаков, И. Еготов, К. Росси, Д. Жилярди, А. Григорьев, М. Быковский, П. Клодт.

Перестройка и реставрация

Наивысшего расцвета Кузьминки достигли в 1-й четв. XIX в., при сыне М. Голицына Сергее Михайловиче. При нем усадьбу называли московским Павловском. С. Голицын затеял масштабную реконструкцию усадьбы, пригласив первоклассных архитекторов, и позже неоднократно перестраивал усадебные здания.

Швейцарский зодчий Доменико Жилярди – автор проектов полной реконструкции усадьбы Кузьминки и ряда ее сооружений (1816–23 гг.). При нем появились созданные в стиле ампир Конный двор, Музыкальный павильон, Пропилеи, Березовая беседка, Львиная пристань, Липовая аллея, висячий мост, Ванный домик, Кухня (Египетский павильон), Померанцевая оранжерея. Были капитально перестроены Птичник, Скотный двор и частично главный дом.

На уральских чугунолитейных заводах Голицына для Кузьминок создавались литые скульптуры и украшения: обелиск Петру I, ажурные ворота, детали ограды, тумбы с двойными цепями, скамьи, фонари и жирандоли, памятники гостившей в Кузьминках в 1826 г. императрице Марии Федоровне и посещавшему усадьбу в 1835 г. Николаю I, фигуры львов и грифонов на воротах.

Главный дом и парадный двор спроектировал архитектор И. Еготов в 1804–08 гг. На въездных воротах находятся чугунные грифоны по проекту С.П. Кампиони. Ворота и ограда парадного двора появились в конце XIX – начале XX в. с целью защиты частной территории от дачников, живущих в парковой зоне и окрестностях села. Подлинное здание господского дома не сохранилось: его уничтожил пожар 1916 г., а на его месте в 1930-х гг. было выстроено новое здание по проекту С. Торопова.

Храм Влахернской иконы Божьей Матери перестраивался три раза, к 1785 его перестроил по инициативе М. Голицына Р. Казаков в стиле классицизма. Изображение Богоматери, хранящееся в церкви в Кузьминках, – список с Влахернской иконы из Успенского собора Московского Кремля. В 1929 году церковь закрыли. Барабан храма и колокольня с часами были уничтожены, здание частично перестроили. В 1992 году его передали верующим и отреставрировали по существующим чертежам. Сейчас церковь действует.

Описание

Вблизи от главного дома располагается Египетский павильон (Кухня) по проекту Д. Жилярди. Увлечение античными и египетскими мотивами преобладало в эпоху ампира, в этом стиле решен декор здания: портик украшен пальмообразными колоннами и головой сфинкса, пилястры стилизованы в египетском духе. В подвалах павильона хранились продукты, на первом этаже располагалась сама кухня, а на втором жили повара. В 1839 г. Кухня соединялась с господским домом крытой галереей.

К наиболее значительным творениям Жилярди принадлежит комплекс зданий Конного двора и Музыкальный павильон. В угловых павильонах ограды Конного двора располагались жилые комнаты для гостей. В центральной части ограды двора находится павильон, в котором выступал крепостной роговой оркестр. По краям Музыкального павильона в 1846 г. были установлены скульптурные группы укротителей коней – аналоги скульптур Аничкова моста в Петербурге (скульптор П. Клодт). В 1978 г. здание Музыкального павильона сгорело, другие помещения Конного двора были заброшены. В начале 2000-х гг. комплекс двора восстановлен, в его помещениях организованы выставочные залы.

Двухэтажный деревянный «Дом на плотине» (Мельничный флигель) разделяет Верхний и Нижний пруды, он был возведен в 1840-е гг. на цоколе мельницы по проекту М. Быковского. Голицыны использовали флигель как гостевой, в советское время его сдавали в аренду дачникам, а в 1976–99 гг. в нем находился Музей ветеринарии. Теперь флигель восстановлен, в нем работает ресторан.

Птичий двор в усадьбе известен с 1765 г., поначалу он был деревянным, в нем содержались декоративные птицы. В 1805–06 гг. он был перестроен в камне по проекту И. Еготова. В 1812 г. птичник серьезно пострадал от пожара. При восстановлении усадьбы после французского нашествия Д. Жилярди перепроектировал руины Птичника в Кузницу: флигели и галереи были разобраны, купол, украшавший центральное здание, был демонтирован и заменен двускатной крышей. В советское время Кузница использовалась под жилье и была скрыта за многочисленными пристройками. С 1970-х гг. здание стояло бесхозным, обветшало. К 2008 г. ансамбль Птичника-Кузницы был восстановлен по первоначальному проекту Еготова.

Напротив церкви располагается Ванный домик, или Мыльня – одноэтажный павильон, первоначально построенный М. Голицыным. Обветшавший павильон снесли в 1804 г. после смерти князя, и на его месте Жилярди в 1816-17 гг. выстроил новое здание в стиле ампир, сохранив планировку и функции первой постройки. Мыльня неоднократно горела, ее разбирали и перестраивали. В 2008 г. здание и утраченный фонтан перед ним восстановили.

Трехарочный и Большой (одноарочный) гроты в Кузьминках появились после строительства Парадного двора. Когда под него выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда вписались искусственные «подводные пещеры». В Большом гроте устраивались любительские театральные постановки с участием хозяев и гостей усадьбы. Неподалеку от гротов находится неоднократно перестраивавшаяся Львиная пристань. В 1830 г. Д. Жилярди переделал ее верхнюю площадку: появились кованая металлическая решетка, чугунные египетские львы. В советское время пристань обветшала и разрушилась, в 2000-е была восстановлена.

Померанцевая оранжерея – единственное здание усадьбы, где сохранились аутентичные интерьеры с древнеегипетской тематикой. До 2001 г. в ней находился Институт экспериментальной ветеринарии, въехавший в усадьбу в 1918 г., а с тех пор как он выехал, здание постепенно приходит в упадок.

Недалеко от оранжереи находится Слободка, комплекс для слуг и дворни. В состав Слободки входили: служительский флигель, дом причта, прачечный флигель и больница. Все эти здания были перестроены в камне по проекту Жилярди, их обрамляет общая ограда, вдоль которой высажена Тополевая аллея.

 Сохранившиеся строения скотного двора возвел в 1840-е годы племянник Д. Жилярди – Александр. Одноэтажное кирпичное здание с двухэтажными флигелями в плане образует букву «П». Во флигелях жили конюхи и скотники, а в одноэтажной центральной части были стойла. Скотный двор украшали бронзовые скульптуры быков работы П. Клодта. В 1889 г. после реорганизации помещений Скотный двор был передан расширившейся Влахернской больнице, основанной еще при С.М. Голицыне и работавшей до 1978 г. С пристанью и пропилеями Скотный двор соединялся Плашкоутным мостом (на понтонах, устанавливался только летом).

Со второй пол. XIX в. в усадебном парке и вокруг него строились дачи, образовавшие впоследствии дачный поселок. В 1936 г. рядом с усадьбой появился Ново-Кузьминский поселок. Бывшая усадьба получила название Старые Кузьминки. В 1960 г. Кузьминки включили в границы Москвы. Усадьба стала памятником истории и архитектуры. А в 1976 г. был создан Парк культуры и отдыха «Кузьминки». Музей русской усадебной культуры существует на территории бывшего имения Голицыных с 1999 г.

Автор статьи: Юлия Васильева
Распечатать статью

Интересное рядом (7)

Природно-исторический парк "Кузьминки-Люблино"
icon
Территорию «Кузьминок-Люблино» составляют два исторических парка: Люблинский парк и Кузьминский лесопарк.
Кузьминская ул., 10c3
ЛюблиноПечатники
Крылатые грифоны в Кузьминках
icon
Чугунные ворота. Знаменитые грифоны. Въезд на господский двор украшают арочный мостик с 4-мя группами грифонов.
Кузьминская, 7
ЛюблиноВолжская
Церковь Влахернской Иконы Божьей Матери
icon
Кузьминская ул., 7, стр. 1
ЛюблиноВолжскаяЮго-Восточная