Информация о здании
Не только сегодня, но и много веков назад угол нынешних улицы Большой Дмитровки и Страстного бульвара был местом бойким и престижным. По адресу ул. Большая Дмитровка, д. 34/10 теперь находится целый комплекс разновременных зданий. В XVII–XVIII вв. здесь было несколько усадеб, которые после 1730 года трансформировались в две – Талызиных и Власовых. Усадьба Власовых в 1811 году была выкуплена для типографии Московского университета. Владение же Талызиных перешло к типографии около 1818 года.
Нынешнее строение 4 по Большой Дмитровке и есть Типографский, или Производственный корпус, возведенный в 1821–1827 гг. по проекту архитектора Дормидонта Григорьева, брата более знаменитого зодчего той эпохи Афанасия Григорьева. Он стоит на месте снесенных после пожара 1812 года усадебных построек.
Это прекрасный образец безордерного классицизма. На фасаде нет портиков и колоннад, но здание смотрится статно и благородно. Центральная часть выделена аркадой и плоским аттиком, а боковые крылья отделаны рустом.
На первом этаже была канцелярия и отдел по реализации книг, на втором – непосредственно типография. Описание ее в путеводителе по Москве 1831 года дает представление о культуре производства того времени: «Вообразите длинную залу, в коей в удивительном порядке расположены стены типографии, кассы наборщиков, конторки для корректоров и других чиновников. Литеры разных шрифтов для языков: российского, немецкого, латинского, французского, английского, итальянского, греческого, еврейского и арабского; скорость, чистота и исправность, с какой печатаются здесь книги, журналы и прочее, заслуживают внимания».
До 1861 года в этой типографии печаталась газета «Московские ведомости», редактором которой был Петр Иванович Шаликов. Он же основал и пользовавшийся невероятным спросом «Дамский журнал».
После революции 1917 года все корпуса Университетской типографии отдали под коммунальные квартиры, а также госучреждения. В 1960-х годах комплекс перешел Всероссийскому театральному обществу (ВТО).
В 1966-м году был разработан уникальный проект создания здесь своего рода клубного театрального квартала. К сожалению, этот проект так и не был реализован.
Точнее, в 1990-е годы был осуществлен иной, в результате которого значительно увеличилась доля коммерческих площадей. Это привело к значительным искажениям общего вида комплекса.
Несмотря на это, Типографский корпус до настоящего времени сохраняет наибольшую степень аутентичности, по сравнению с другими постройками на участке.
Автор статьи