Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой старообрядческой общины

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой старообрядческой общины

Новокузнецкая ул., дом 38, строение 1
Храм имеет очень интересную ограду, характерную для более раннего периода псевдорусского стиля.
star-icon
3.4
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Древнерусское зодчество
Годы постройки:
1908-1910

Информация о здании

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой старообрядческой общины была построена в 1908-1910 гг. по проекту архитектора Владимира Павловича Десятова в «ново-византийском» стиле с элементами древнерусской архитектуры.

Среди множества московских храмов, издревле украшающих столицу, встречаются здания несколько необычной архитектуры. Внешне они вроде бы имеют хорошо узнаваемые черты древнерусской архитектуры (шлемовидные или луковичные купола, аркатурные пояса и поребрики), но что-то в их архитектуре непривычно. И хочется подойти поближе и разглядеть незнакомые черты. К таким храмам относится и этот – Покровский Собор Русской древлеправославной церкви.

В архитектурной истории Москвы с ее разнообразными стилями был период (вторая половина XIX - начало XX века), когда архитекторы вдруг обратились к исторически забытым формам Византии, от которой мы вместе с христианством переняли основной тип крестово-купольного храма, «русского узорочья» с его удивительным каменным узором. Так называемый «историзм» стал проявляться и в храмовой архитектуре. Провозглашенный в 1905 году манифест о веротерпимости положил начало строительству новых старообрядческих церквей. Этот храм возводился для старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию.

Проект был разработан Владимиром Павловичем Десятовым в «ново-византийском» стиле. Его отличительной особенностью является большой ротондообразный низкий барабан, приземистая форма купола, отсутствие трапезной, внешний лаконизм и простота. Благодаря большому объему барабана и купола, внутреннее пространство храма не разделено и имеет единый церковный зал, просторный и вместительный. Храм был расписан фресками, выполненными иконописцами мастерской Я. А. Богатенко. На барабане расположены довольно большие окна, объединенные сверху крупным аркадным поясом. Кубический объем заканчивается треугольными фронтонами, в отличие от традиционных закомар, и отсылает нас к архитектуре храмов новгородского зодчества. Переход от четверика к барабану осуществляется через низкий восьмерик, почти невидимый снаружи. Плоскости северного и южного фасадов имеют невысокое рельефное изображение прясел и закомар в форме трифолия. На прясле по центру расположены «строенные» окна, характерные для архитектуры модерна. И сам прием использования плоскости стены для создания рисунка храмовой архитектуры применялся мастерами храмового модерна. Например, церковь Покрова в Гавриковом переулке.

Колокольня почти примыкает к храму и выглядит одним объемом, квадратным в плане. Но есть интересный переход от «четверика» к «восьмерику» на середине яруса колокольного звона, где углы «срезаются» и накрываются треугольным карнизом. Это дает возможность в завершении колокольни поместить как бы древнерусские кокошники. В филенке колокольни и фризе апсиды расположен крупный «бегунец» - элемент из поставленных зигзагом кирпичей.

На фасадах основного объема и колокольни выложены утопленные восьмиконечные кресты белого цвета.

Храм имеет очень интересную ограду, характерную для более раннего периода псевдорусского стиля. Таких рисунков оград сохранилось два. Одна ограда в Кропоткинском переулке, на месте снесенной церкви Троицы в Зубове, другая здесь. В основе ее рисунка лежит геометрия классицизма, дополненная русскими деталями. Пролет между столбами выполнен в виде двух прямоугольников с пересекающимися диагоналями (классицизм), в которые вставлены изображения «червонки» (сердечка) с завитками из древнерусского стиля. На входной калитке помещен восьмиконечный крест. На одном из столбов имеется флагодержатель того времени.

В 1930 г. храм был закрыт и передан в ведение Осоавиахима. В 70-е годы находился в ведении ОРС Метростроя. В 1990 г. передан Русской древлеправославной церкви. Реставрация была проведена в 2000-е годы.

Автор статьи: Алексей Гизюк
Распечатать статью

Интересное рядом (6)

Театральная галерея на Малой Ордынке
icon
г. Москва, ул. Ордынка М., д. 9/12
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Бюст А.Н. Островского
icon
Александр Николаевич Островский (1823—1886) — русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской академии наук.
М. Ордынка ул., д. 9 (в сквере)
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Палаты купца Григория Бабкина в Садовниках
icon
В первой половине XVIII века владение принадлежало купцу Григорию Бабкину. В одном из помещений каменных палат сохранилась барочная лепнина того времени.
ЦАО, Садовническая ул., дом 55/26, строение 2
МарксистскаяТаганская (кольцевая)ТретьяковскаяНовокузнецкая
audioGuideОткрыть аудиогид
Памятник ополченцам Замоскворечья
icon
Памятник установлен на месте формирования дивизий ополчения.
Михайловский сад
icon
Единственный общедоступный парк в Замоскворечье.
между улицами Бахрушина и Татарской
Станция «Павелецкая»
icon
Станция метро «Павелецкая» открылась 1 января 1950 года в составе первого участка Кольцевой линии – «Парк Культуры» («ЦПКиО») – «Курская».
Зацепский вал ул., д.16/43 (Новокузнецкая ул., 43/16)
star-icon
3.1
audioGuideОткрыть аудиогид