Информация о здании
Спрятанный в небольшом Нововоротниковском переулке между двумя крупными улицами, этот храм выделяется ярко-красным цветом своих фасадов. Особый интерес представляют его интерьеры, созданные лучшими мастерами своей эпохи – они сохранились в целости и сохранности с начала ХХ века.
Эта местность с середины XVII века называлась «Новыми Воротниками» и её главная церковь – «Новым Пименом», словно напоминая о своем старом месте – рядом с Тверской улицей, на перекрестке Воротниковского и Старопименовского переулков, где до 1931 года стояла церковь «Старого Пимена». Населяли эту слободу воротники – привратники при городских воротах. С ростом города они были переселены за Земляной вал, чтобы освободить территорию для стрельцов. На новом месте в 1672 году они создали церковь во имя Троицы Живоначальной с приделом Пимена Великого – в память о прежнем храме. Вскоре новая церковь переняла название у придела и под ним вошла в историю Москвы. После разрушительного пожара 1691 года началось возведение новой каменной Пименовской церкви, законченное в 1702 году.
Существующее здание представляет собой соединение разновременных частей. Его ядро – главный храм 1702 года, созданный в стилистике нарышкинского барокко, состоящий из четверика и поставленного на него восьмерика, с оконными наличниками, выполненными в виде «разорванных фронтонов» – одной из наиболее распространенных черт нового архитектурного направления. При нем существовала трапезная, которая в 1770‑х годах оказалась расширена, к концу XVIII века в ней появился второй придел – во имя Владимирской иконы Божией Матери.
О создании Владимирского придела повествует одно местное предание. Один слепой мальчик играл однажды неподалеку от церкви и взял на ощупь в руку какой-то предмет. В это момент пыль и песок попали ему в лицо, он потер глаза этой рукой и вдруг прозрел. Он увидел, что предметом в его руке оказалась маленькая вырезанная в камне икона Владимирской Богоматери. В её честь и был создан новый придел.
Расширение храма продолжилось и в XIX веке. В 1825 году возводится его существующая ограда. В 1881‑1883 годах создается новая трехъярусная колокольня, и полностью перестраивается трапезная: по проекту архитектора К.М. Быковского её приделы расширены в длину и ширину, новые стены получили обработку в псевдорусском стиле, с крупными кокошниками, главками с каждой стороны и наличниками, имитирующими разорванные фронтоны начала XVIII века.
Самые значительные перемены интерьеров церкви произошли в 1897‑1907 годах. По проекту архитектора Ф.О. Шехтеля были созданы двухъярусные мраморные иконостасы, богато украшенные колонками и резьбой с христианской символикой – пальмовыми ветками, виноградными лозами, монограммами «Альфа и Омега». В главном храме появилась копия росписи В.М. Васнецова из Владимирского собора Киева.
Часть утвари Пименовской церкви была утрачена в 1922 году во время кампании по «изъятию церковных ценностей», однако сам храм на протяжении всей советской эпохи никогда не закрывался, что и позволило ему сохранить свое убранство и интерьеры нетронутыми. В 1927‑1932 годах регентом церковного хора был будущий патриарх Московский и всея Руси Пимен. Сегодня храм святого Пимена Великого в Новых Воротниках – уникальный памятник архитектуры, истории и культуры, имеющий открытый доступ для всех желающих и отлично сохраняющий свои бесценные сокровища.