Церковь иконы «Всех скорбящих Радость» на Зацепе

Церковь иконы «Всех скорбящих Радость» на Зацепе

ЦАО, Дубининская ул., дом 9, строение 1
Церковь отличается своими размерами, становясь центральным объектом всей Зацепской площади.
star-icon
3
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Классицизм
Годы постройки:
XVIII в.

Информация о здании

Зацепская площадь в XVII веке была одним из крупнейших пунктов таможенного досмотра. По легенде, для упорядочения движения возов и предотвращения давки вдоль улицы была протянута цепь, и приезжавшие в Москву купцы с товаром стояли «за цепью». Есть и другая трактовка названия: возы могли «зацепить» для досмотра. При въезде в город традиционно ставилась церковь. На Зацепе она была освящена в честь святых Флора и Лавра.


В конце XVI века, вскоре после создания стен Земляного города, новой московской границы, сюда с Полянки переехали ямщики, создавшие свою Коломенскую-Ямскую слободу. Такое же название до 1922 года носила часть Дубининской улицы. Ямщики создали первую деревянную церковь в честь святых Флора и Лавра – небесных покровителей скота, в особенности лошадей. В Смутное время церковь сгорела, и в 1628 году новый храм слободы был освящён уже в честь святых Петра и Павла, с приделом Флора и Лавра. Здание полностью сгорело в 1738 году, на его месте возникла каменная церковь. Посвящение снова изменилось: главным стал престол во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», при нём приделы – Флоролаврский и Петропавловский. Окончательно облик храма сформировался в XIX веке: трапезная с приделами и колокольня сооружены в 1835 году, новый четверик вместо старого возведён в 1861–62 годах.

Облик церкви выдержан в единой ампирной стилистике. Декор выполнен в целом скромно, однако церковь отличается своими размерами, становясь центральным объектом всей Зацепской площади.

Храм действовал дольше остальных церквей в округе, но в 1938 году всё же был закрыт. Здание превратилось в цех фабрики металлографических и граверных работ, интерьеры уничтожены, внутренне пространство разгорожено на этажи, глава сбита, колокольня разрушена до первого яруса, утрачены многие детали фасадов. Окружающая застройка полностью исчезла, включая бывший дом причта, стоявший с севера. Вокруг церкви был устроен разворотный круг трамваев. Из-за вибрации здание получило трещины, ядовитые испарения вредили стенам, а земля была заражена вредными отходами.

Реставрация

Лишь с 1991 года началась реставрация, фабрика выехала. К 850-летию Москвы церкви вернули исторический облик, восстановлены глава и колокольня.

В 2015-2016 гг. были проведены работы на фасадах колокольни, притворов и трапезной, а также по объемам храма. Кровля купола колокольни была расчищена и покрашена, сделана докомпоновка утраченных фрагментов. Реставрация северной и южной папертей храма включала работы по сохранению подлинных каменных ступеней.

Храм стал лауреатом конкурса "Московская реставрация-2016" в номинации "лучшая организация ремонтно-реставрационный работ".

Автор статьи: Никита Брусиловский
Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Памятник Д.Д. Шостаковичу
icon
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975) — русский советский композитор, пианист, музыкальный общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор.
Космодамианская наб., д. 52, стр. 8
Московский государственный музей С.А. Есенина
icon
Б. Строченовский пер., д. 24, стр. 2
Серпуховская
Главный дом городской усадьбы Шереметевых – Муравьевых
icon
Главный дом усадьбы воссоздан в 1970-х годах. Историческое здание было снесено после расселения. Благодаря воссозданию удалось сохранить облик всего ансамбля.
Михайловский сад
icon
Единственный общедоступный парк в Замоскворечье.
между улицами Бахрушина и Татарской
Слава воинам 4-й гвардейской танковой армии
icon
Самый узнаваемый символ Второй мировой войны, состоявший на вооружении Советской армии.