Церковь Георгия на Псковской горе

Церковь Георгия на Псковской горе

Варварка ул., дом 12
Церковь Георгия Победоносца (Покрова Пресвятой Богородицы) на Псковской, Варварка ул., д. 12, строение 1, построена в 1657 г. Колокольня и трапезная в 1818 г. В архитектуре присутствуют стили «Русское узорочье» и псевдоготика.
star-icon
3.4
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Узорочье,Псевдоготика
Годы постройки:
1626

Информация о здании

В эпоху Ивана Калиты рядом с Кремлем активно развивался Посад (территория Китай-города), который превратился в Великий Посад. Тогда же и установилась основная планировка улиц, включавшая Никольскую, Ильинку и Варварку. Эти три улицы сохранились до сегодняшнего времени. Если выйти из метро «Китай-город» к выходу в сторону Зарядья, то мы выйдем как раз у бывших ворот стены Китай-города, которые носили название Варварские, а в переходе у выхода видна часть сохранившегося фундамента. Идя в сторону Кремля, мы впереди и слева от себя увидим пятиглавый храм под изысканными золотыми крестами. Храм красивой архитектуры, но и весьма разнохарактерной. Это церковь Георгия Победоносца. Место это называется «что на Псковской горе». В разные времена ее упоминают как «на Варварском крестце у тюрем», «что на Варварской улице», «что на пяти улицах Трегубова». Название «у тюрем» происходит от Государева тюремного двора на восточной стороне улицы в ХVII веке.

Название «на Псковской горе» появилось в начале ХVI века (1510 г.) вследствие упразднения вольности Пскова и переселения «лучших людей» в Москву, в Великий Посад. Хотя зодчие из Пскова появились в столице и раньше. В 1489 г. ими был возведен Благовещенский собор Московского Кремля.

Дошедшее до нас здание храма было возведено в 1657 г. Архитектура самой церкви является ярким примером московской архитектуры середины ХVII века, «золотого периода русской самобытности» и стиля «русского узорочья». Основным признаком этого стиля является то, что кубический объем храма представляет собой «четверик», поставленный на высокий подклет. Такие подклеты были характерны еще в раннемосковском зодчестве, а здесь его необходимость объяснялась довольно крутым склоном, «горкой», спускающейся к Москва-реке. Поэтому мы можем увидеть два разных фасада. Один – не очень высокий со стороны улицы Варварки. Другой – высокий за счет подклета, откроется нам, если спустимся по лестнице вниз. Подклеты использовались для церковных и хозяйственных нужд. Храм бесстолпный, с сомкнутым сводом. Четверик венчают оставшиеся после перестройки кровли два яруса московских килевидных кокошников. А классически было три яруса. Нижние закомары заложены кирпичом, и вместо красивого лоткового свода с позакомарным покрытием мы видим упрощенное четырехскатное покрытие. Храм пятиглавый. Центральный барабан чуть крупнее. Все барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясками и завершаются куполами луковичной формы. На апсиде и южном фасаде храма воссозданы каменные наличники на маленьких оконцах из наборных колонок и с килевидным завершением.

На этом московский колорит ХVII века заканчивается, так как перестроенная трапезная и колокольня выполнены в псевдоготическом стиле. Они относятся к началу ХIХ века и скрадывают объемы московской архитектуры. Правда, некоторые элементы стиля совпадают со стилистикой «Русского узорочья». Завершение наличников окон в формах «пламенеющей» готики вполне подходят к килевидным кокошникам. Четырехъярусная колокольня, квадратная в плане, имеет рустованный первый ярус. Последний выполнен в виде уменьшенного арочного восьмерика с арками стрельчатой формы и пирамидками и заканчивается изящным ребристым барабаном с маленькой главкой и упрощенным крестом. Колокол на колокольне отсутствует. Существующая раскраска храма, состоящая из белого и красного цветов, соответствует традиционным цветам московской архитектуры, возводимой из красного кирпича и белого известнякового камня.

Особую красоту придают надглавные кресты, выполненные в традиции ХVII века, ажурные, ромбовидной формы, заканчивающиеся на концах трилистниками, а также сиянием в центре в виде 12 лучей и полукруглой цатой в основании креста. Следует сказать, что далеко не всегда даже при хорошей реставрации храмовой архитектуры воссоздавались такие кресты.

Храм пережил пожар 1812 года. После него в 1818 г. на средства купца П.Ф.Соловьева была возведена колокольня. К 1827 г. завершили трапезную и Георгиевский придел. В 1838 г. главный храм соединили с колокольней с помощью застекленной каменной галереи. После революции 1917 года в церкви был склад. В 1979 г. здание передали в ВООПИиК для проведения выставок. В 1991 г. храм вернули верующим. 

Реставрация

Так как строения храма использовались не по назначению, понадобилась серьезная реставрация интерьеров и фасада. Внутри были укреплены стены и оконные проемы. Фактически заново были выполнены росписи, изготовлен иконостас, подобраны иконы и киоты. Восстановлены каменные детали наличников и кокошников. Храм получил новое цветовое решение - все постройки покрашены в красный и белый цвета. Реставрацию проводила Мастерская Моспроекта - 2 ООО "РСК Архитектурное наследие". Она закончилась в 2013 г. 
Является памятником федерального значения.
Автор статьи: Алексей Гизюк
Распечатать статью

Отзывы (1)

Очень красивое место, особенно вечером на кануне Рождества

Интересное рядом (5)

Галерея «Ардена»
icon
г. Москва, Черниговский пер., д. 9/13
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Комплекс зданий ФСБ РФ
icon
Владение, состоявшее ранее из ряда небольших участков, известно по переписным книгам с 1738 года и примыкало в то время к Пушечному двору. Несколькими участками владели князья Волконские, а в 1760-х — 1770-х годах здесь стояли палаты князей Хилковых.
Кузнецкий мост ул., 22-24
Кузнецкий мост
5
Станция метро «Китай-город»
icon
«Китай-город» (до 5 ноября 1990 года — «Площадь Ногина») — кросс-платформенная станция Московского метрополитена на Калужско-Рижской и Таганско-Краснопресненской линиях.
Улица Варварка
icon
Одна из старейших улиц Москвы, Варварка тянется по бровке холма над Москвой-рекой.