Церковь Троицы в Кожевниках

Церковь Троицы в Кожевниках

В этом храме венчался основатель Театрального музея Алексей Александрович Бахрушин.
star-icon
3.4
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Барокко
Годы постройки:
XVII в.
Архитекторы:
И.П. Зарудный

Информация о здании

Согласно Патриаршим книгам «Кира и Иоанна под Симоновым, в Кожевниках» приходская церковь на территории Кожевенной слободы существовала уже в первой половине XVII века. Судя по клировым ведомостям в 1686-1688 гг., храм был перестроен «... по указу великих Государей Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и Великия Государыни Царевны Софии Алексеевны на вновь отведенной из Дворцового Кожевнического укоснаго лугу земле тщанием прихожан... освящен 17 августа 1702 г.»

Время появления колокольни окончательно не установлено, очевидно ее возвели до 1714 г., когда каменное строительство стало запрещено. Предполагают, что автором проекта колокольни был архитектор И.П.Зарудный. В последующие годы храмовый комплекс перестраивался, в частности в разное время между колокольней и четвериком возвели трапезную с двумя приделами, окончательно постройка была закончена к 1766 г. Период с 1767 по 1772 гг. считается временем строительства галереи колокольни. Крупные московские пожары 1737 и 1812 гг. не затронули Троицкую церковь, она лишь незначительно обгорела.

В 1823 г. по прошению священнослужителей и прихожан церковь обнесли каменной оградой. Декоративная обработка разновременных объемов (храм, колокольня, трапезная с приделами) не отличается стилевым единством. В оформлении фасадов храма присутствуют характерные черты «московского барокко». Оконные проемы фланкированы трехчетвертными колонками, которые венчают стилизованные ионические капители. Входы северного и южного фасадов обрамлены резными белокаменными порталами с витыми колоннами, завершенными коринфскими капителями. Ребра восьмигранных барабанов выделены тонкими трехчетвертными колоннами. Храм имел богатое внутренне убранство, в том числе благодаря московским купцам Бахрушиным, много жертвовавшим на его нужды. Алексей Александрович Бахрушин, основатель Театрального музея, венчался в этом храме.

В оформлении колокольни присутствуют декоративные элементы типичные для барокко середины XVIII в.: лепные гирлянды, головки ангелов, волюты. Углы ее восьмигранных ярусов обработаны строенными пилястрами. Фасады первого яруса галереи расчленены пилястрами, второго яруса — колоннами коринфского ордера. Центральные части каждого фасада галереи украсил лучковый фронтон с барельефным изображением Архангела Михаила. Фасады трапезной с приделами декорированы мелко профилированными карнизами, лопатками по углам и венчающими главками на восьмигранных барабанах.

Благодаря высоте и силуэту Троицкая церковь являлась визуальной доминантой малоэтажной застройки Кожевнической слободы.

Согласно планам XVIII — нач. ХIХ вв. церкви принадлежал довольно значительный участок окрестной земли, на ее территории находились дома причта и богадельня. По мере расширения города за приделы Садового кольца район стал застраиваться промышленными предприятиями, многоэтажными жилыми домами, появилась железная дорога. Почти полностью застроили и церковный участок: в непосредственной близости от храма возвели заводские корпуса, а в 1930-е гг. – здание школы. А в 1935 г. храм был закрыт и разграблен. В последующие годы здесь располагались склады, жилье, заводской цех. Затем в здании размещались мастерские Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината. 

Реставрация

Первый проект реставрации Троицкой церкви был разработан в 1953-1954 гг., а в 1972-1974 гг. осуществлены реставрационные работы по колокольне. В 1983 г. был выполнен проект реставрации с приспособлением под концертный зал Государственного камерного хора Министерства культуры СССР. Сама реставрация прошла в 1983-1994 гг., но приспособление не было осуществлено, так как в 1992 г. храм был возвращен Русской Православной церкви.

Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Распечатать статью

Интересное рядом (9)

Памятник Д.Д. Шостаковичу
icon
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975) — русский советский композитор, пианист, музыкальный общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор.
Космодамианская наб., д. 52, стр. 8
Михайловский сад
icon
Единственный общедоступный парк в Замоскворечье.
между улицами Бахрушина и Татарской
Палаты (сер. XVIII в.)
icon
При проведении археологических исследований культурного слоя вокруг дома найдено множество подлинных вещей: кусочки дорогого сафьяна, различные баночки и ступки для растирания красок, бутылочки зелёного стекла из-под минеральных вод и даже деревянная игрушка, напоминающая матрешку.
ул. Кожевническая, д. 21, стр. 1
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Жилой дом Крашенинниковых
icon
Это здание — пример типичной застройки Кожевнической улицы начала XIX века. Фасад сохранился до наших дней практически в том виде, в котором его построили в 1810-е годы.
Дом П.А. Бахрушина
icon
Когда-то здесь был крупнейший кожевенный завод самых щедрых российских благотворителей.
ЦАО, Кожевническая ул., д. 8с2, д. 8/4с1
star-icon
3.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Городская усадьба Скворцовых
icon
Год строительства особняка крупно выведен в орнаменте на кусочке ограды справа от дома.
ЦАО, Кожевническая ул., дом 13, строение 1
star-icon
3.4
Бахрушины
icon
благотворители
Бахрушин Алексей Александрович
icon
купец, промышленник, меценат
star-icon
3.5