Церковь Иоанна Предтечи (Климента)

Церковь Иоанна Предтечи (Климента)

ЦАО, Варварка ул., дом 15, строение 2
Этот храм при советской власти успел побыть и детским садом, и жилым домом, и даже, как сейчас сказали бы, бизнес-центром. Особая ценность храма заключается в том, что в настоящий момент он является наиболее значительным сохранившимся творением Анненского барокко в московской культовой архитектуре.
star-icon
3.3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Барокко
Годы постройки:
XVII-XVIII вв., 1741

Информация о здании

Церковь Климента папы Римского или, по-другому, Рождества Иоанна Предтечи на Варварке расположена в конце улицы (дом 15), на небольшом холме. Чтобы правильно оценить архитектуру этого здания, надо представить себе его окружение, существовавшее до 1930-х годов. К юго-востоку от храма, на расстоянии 50 метров, стояла башня Варварских ворот Китай-города, завершённая шатром. К башне с севера и с юга примыкали крепостные стены. То есть при взгляде с Варваринской площади мы могли видеть только изящные завершения храма. После сноса стены он открыт весь, снизу доверху.

В старой Москве церковь чаще называли не по главному престолу, во имя Рождества Иоанна Предтечи, а по приделу Климента папы Римского. Традиция называть храмы по приделу существовала у москвичей очень давно и очень долго.

Впервые церковь на этом месте упоминается в первой четверти XVII века. Существующее здание храма построено на месте прежней церкви в 1741 году на деньги промышленника Ф.С. Подсевальщикова. Наиболее сложными и эффектными частями храма были его завершения. Они даже послужили образцом при строительстве верха церкви Введения во Храм, что в Пятницком монастыре, на подоле, в Сергиевом Посаде. На стенах кубического объёма Климентовской церкви были расположены наличники сложной формы, а над ними горизонтальные восьмигранные окна со своим оформлением. Вдоль Варварки церковный участок ограничивался классической оградой.

Храм представляет собой двусветный центральный четверик, с востока к которому примыкает пятигранная апсида, а с запада – трапезная. Пластическое белокаменное и кирпичное убранство храма, созданное в два строительных этапа, отражало эволюцию форм московской барочной храмовой архитектуры эпохи Анны Иоанновны. Особая ценность храма заключается в том, что в настоящий момент он является наиболее значительным сохранившимся творением Анненского барокко в московской культовой архитектуре. Кроме того, в церкви Климента проходила коронация императрицы Елизаветы Петровны.

В 1822 году северный, Климентовский придел был перестроен в классических формах.

В 1920-е годы храм закрыли. Здание использовали и под детский сад, и под конторы (так в ХХ веке называли офисы). В конце концов, из церкви сделали жилой дом, а потом в ней разместились хозяйственные службы ЦК КПСС. Храм и колокольня лишились своих завершений, отделки интерьера, наличников на фасаде. Мало похожее на церковь здание передали верующим в 1991 году, но службы в нём долго не начинались. В соседних кварталах давно уже нет жилья, прихожан, поэтому церковь была включена в состав Патриаршего подворья храмов в Зарядье.

Реставрация

Полномасштабные реставрационные работы начались в 2013 году. Реставраторы выполнили укрепление фундаментов, произвели вычинку белокаменного цоколя и кирпичной кладки, усиление перемычек, восстановили утраченные ярусы колокольни и восьмерика храма, главы и кресты. Также были воссозданы крыши, оконные и дверные заполнения. Особую сложность вызвало восстановление белокаменного пластического убранства при условии сохранения остатков подлинного декора. При выполнении фасадных работ была обнаружена и укреплена наружная монументальная живопись. В 2014 году завершилась реставрация храма.

Автор статьи: Александр Фролов
Распечатать статью

Интересное рядом (4)

Мемориальная музей-квартира Г. М. Кржижановского
icon
г. Москва, ул. Садовническая, д. 30
ТретьяковскаяНовокузнецкая
5
Памятник Кириллу и Мефодию
icon
Кирилл (827—869) и Мефодий (815—885) — братья из города Солуни (Салоники), создатели старославянской азбуки и языка, христианские проповедники.