Информация о здании
На Большой Дмитровке стоит дом, построенный в 1894 году по проекту архитектора Константина Викторовича Терского (а по сути, перестроенный из старого особняка).
В 1893 году новый владелец большой усадьбы купец Г. Г. Солодовников решил перестроить существующие строения в театральное заведение. При этом архитектору приказано было со строительством поторопиться и максимально сохранить старые стены, отчего планировка получилась весьма запутанной, а качество работ, мягко говоря, посредственным. Тем не менее уже в 1896 году Солодовниковский театр заработал. 6 мая 1896 года французский импресарио Рауль Гюнсбург показал в театре Солодовникова люмьеровские картины — в том числе знаменитое «Прибытие поезда». Это был второй киносеанс в столице.
С театре же разместилась частная опера Саввы Мамонтова. Именно в этом здании, на мамонтовской сцене, состоялся московский дебют Федора Шаляпина. Дирижером здесь служил Сергей Рахманинов, декорации создавали только самые талантливые мастера — Левитан, Серов, Поленов, братья Васнецовы и Коровины.
Наиболее ярким представлением театра, пожалуй, стала опера «Моцарт и Сальери», посвященная памяти Александра Даргомыжского. Ее премьера состоялась 7 декабря 1898 года.
Опера шла в декорациях Врубеля. Пел Шаляпин. Публика и критики встретили ее восторженно. Это была первая опера Римского-Корсакова, написанная на пушкинский сюжет. Впоследствии репертуар пополнился «Сказкой о царе Салтане» и «Золотым петушком». А опера «Моцарт и Сальери» вошла в список лучшего российской классики.
Увы, фортуна вскоре отвернулась от Саввы Ивановича. Его арестовали в связи с одной сомнительной кампанией. В бывшем мамонтовском театре стало выступать «Товарищество русской частной оперы» Кожевникова, а 30 октября 1907 года все имущество труппы, да и сам театр сгорели. Запутанная планировка, к слову, сделала свое дело, изрядно затруднив работу пожарных.
Только через пару лет здание, уже под руководством архитектора Т. Я. Бардта, восстановили, и сюда въехала труппа С. И. Зимина. Она была гораздо либеральнее, чем Императорский Большой театр, и это отражалось даже в традиционных зрительских подарках. Сам антрепренер писал: «Помню, в театре были подношения, когда из букета вылетали голуби, дарили чудных сибирских и ангорских котят, красивых маленьких собачек с чудесными лентами и даже белых мышек. Конечно, подношения в виде громадного собольего горжета или горностая тоже случались нередко».
Удивительно, но и после революции театр Зимина не прекратил свое существование. Правда, стал государственным, получил в народе приставку «бывший» и заметно обнищал. Владимир Гиляровский вспоминал, что как-то общался здесь с Брюсовым: «…на каком-то митинге или спектакле. Сидели за кулисами в артистической уборной, пили чай и ели жадно какие-то бутерброды с лошадиной колбасой».
В 1918 и 1921 годах В.И. Ленин выступал в доме 6 на Большой Дмитровке на различных заседаниях и конференциях, благодаря чему, здание позже получило статус объекта культурного наследия федерального значения.
Позже здание стало использоваться в качестве филиала Большого театра, а с 1961 года тут работает Московский театр оперетты.