Информация о здании
На Триумфальной площади, между Концертным залом имени П.И. Чайковского и садом «Аквариум», располагается Театр Сатиры. Зданию, которому больше ста лет, в 1960-х годах по проекту архитектора В. Степанова придали современный вид. Глухой фасад-экран справа украсили квадратным светящимся панно с надписью «Театр Сатиры», в левой части фасада разместили накладные театральные маски. О возрасте постройки говорит огромный купол – он напоминает о бывшем здесь знаменитом цирке братьев Никитиных, построенном в 1910-х годах архитектором Б.М. Нилусом совместно с А.М. Гуржиенко.
Цирк располагался в самом популярном увеселительном саду Москвы – в «Аквариуме», гремевшем в разные годы по всей столице своими театральными программами. «Аквариум» посещали тысячи москвичей, чтобы в тени старых деревьев и журчащих фонтанов посмотреть представления столичных и гастролирующих трупп актеров, акробатов, жонглеров, дрессированных животных, пообедать в ресторане под звуки живой музыки. Здесь также можно было подняться над Москвой на воздушном шаре, сделать фотокарточку на память и полюбоваться фейерверками по вечерам. «Аквариум» имел репутацию «театрального оазиса». Сад прославился опереттами театра М. Лентовского, балетом Л. Гейтен, антрепризой француза Шарля Омона (именно он построил театры «Буфф» и «Олимпия»), оперой театра Зимина и цыганскими романсами театра Блюменталь-Тамарин. В 1924 году арена цирка братьев Никитиных была приспособлена под первый советский мюзик-холл, а в 1930-е годы в здании разместился Театр оперетты. В 1965 году под старым куполом открыли новый зал — и Театр Сатиры получил постоянную прописку после долгих переездов.
Сам Театр Сатиры открылся в 1924 году полуэстрадным представлением «Москва с точки зрения…» Премьера прошла в Большом Гнездниковском переулке, в зале, где когда-то располагалось кабаре «Летучая мышь», а сегодня – учебный театр ГИТИСа. И тогда спектакли на злобу дня быстро покоряли сердца зрителей, и сегодня театр продолжает собирать полные залы.
По одной из версий, именно мюзик-холл в цирке Никитиных стал прототипом театра «Варьете» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» – там проходил сеанс черной магии Воланда с последующим разоблачением. В романе, в описании интерьеров театра, можно угадать признаки перестроенного цирка: «Голубой занавес пошел с двух сторон и закрыл велосипедистов, зеленые огни с надписью «выход» у дверей погасли, и в паутине трапеций под куполом, как солнце, зажглись белые шары».
Цирк Никитиных также упоминается в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».