Жилой дом, XIX в. (Театр наций)

Жилой дом, XIX в. (Театр наций)

ЦАО, Страстной бульв., дом 12, строение 2
ПушкинскаяТверскаяЧеховская
В середине 2011 года здание было передано в оперативное управление Государственному театру наций.
star-icon
3.2
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Классицизм
Годы постройки:
XIX в.
Назначение постройки
Лечебное учреждение, Общественное учреждение

Дата открытия, История появления

Точная дата возведения дома и фамилия архитектора не установлены. Известно, что в 1811 году купец Ф.И. Пик приобрел здесь земельное владение. Исследователи склоняются к версии, что в 1812 году он продолжил строительство дома, начатое на участке прежними владельцами между 1809 и 1811 годами. На плане 1816 года дом уже обозначен как существующий, на чертеже 1837 года виден фасад в стиле классицизма.


Владельцы и значимые персоны

В 1856 году дом перешел в собственность А. Ф. Редлиха, врача, владельца известного водолечебного заведения. На плане 1872 года видно, что новые пристроенные каменные объемы соединили здание с большой каменной постройкой, расположенной вдоль восточной границы участка (видна на плане 1816 года), а северный фасад лишился симметрии и строгости, свойственной классицизму. План 1879 года показывает появление со стороны южного фасада двухэтажной пристройки с лестницей, ведущей на второй этаж. Проекты последующих перестроек здания связаны с желанием владельцев как можно более комфортабельно обустроить на первом этаже водолечебницу, а на втором — квартиры, в том числе собственную. Так, на плане 1882 года главный вход устроен с торца здания, выходящего на Страстной бульвар, а в ризалите по северному и южному фасадам как на первом, так и на втором этаже изображено четное количество окон. Между тем для классического стиля типично нечетное количество оконных проемов и расположение главного входа по оси здания. Скорее всего, количество окон было обусловлено числом отдельных кабинетов в водолечебнице.


Перестройка и реставрация

В 1967 году был разработан проект реставрации здания с приспособлением под размещение архива Центрального военкомата. Большая часть внутренней планировки, обозначенной на экспликациях 1908 года (помещения и кабинеты водолечебницы, квартира владельцев), сохранилась. Архив размещался в особняке до середины 1990-х годов, затем здесь последовательно находились общежитие, площадка неформальных художников. В середине 2011 года здание было передано в оперативное управление Государственному театру наций. В июле 2014 года начались комплексные реставра­ционные работы.

Были отреставрированы кровля основного объема здания 1809-1811 годов и кровля пристройки второй половины XIX века с сохранением работоспособных первоначаль­ных элементов конструкции. Несохранивши­еся элементы воспроизводились по старым образцам. Основной объем кровли окрашен по историческим аналогам в черный цвет, кровля пристройки — в зеленый. Восстанов­лена водосточная система с подвесными и настенными желобами.

В процессе реставрации фасадов проводились расчистка их поверхностей от цементной штукатурки, восстановление утраченных участков кирпичной кладки. Оконные проемы второй половины XX века были заложены. Отреставрированы венчающий штукатурный карниз, профильные части рустов. Восста­новлены белокаменные перемычки оконных проемов подвального этажа и утраченные фрагменты цоколя из белокаменных блоков на северном и южном фасадах. Выполнена штукатурка стен основного объема здания, фронтонов и северного фасада пристройки.

Реставрационно-ремонтные работы проводились также во внутреннем пространстве пристройки и основного здания.

В помещениях подвального этажа основного здания были разобраны поздние кирпичные перегородки, бетонные стяжки, железобе­тонные конструкции и грунтовые основания до уровня подошвы фундаментов. Отметка чистого пола понижена до исторического уровня. В подвальных помещениях объема пристройки были фрагментарно усилены фундаменты, расчищены поверхности кирпичных стен и сводов от цементной штукатурки, разобраны поздние закладки проемов. Восстановлены ослабленные и утраченные участки конструкций сводов, стен, арочных перемычек, оконных и дверных проемов, лицевой поверхности кирпичной кладки.

В объеме пристройки были демонтированы железобетонные конструкции лестницы и перекрытия второй половины XX века; вос­становлены перекрытия по металлическим балкам, своды Монье на исторических отмет­ках; отреставрированы ступени и фрагменты полов северного входа; воссозданы плани­ровка помещений и штукатурная отделка стен. В помещениях первого этажа основного здания отреставрированы сохранившиеся фрагменты цементной плитки конца XIX века. Расчищены поверхности кирпичных стен от цементной штукатурки с разборкой закла­док проемов. Восстановлены утраченные участки конструкций стен, сводов, арочных перемычек, оконных и дверных проемов, лицевой поверхности кирпичной кладки. На втором этаже отметки чистого пола были приближены к историческим, также разобраны поздние проемы, восстановлены участки кирпичной кладки.

Памятник стал лауреатом в конкурсе Правительства Москвы "Московская реставрация-2016" в следующих номинациях: "За лучший проект реставрации и приспособления" и "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ".

Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Распечатать статью

Интересное рядом (4)

Цветной бульвар
icon
Во второй половине XIX века это было не самое лучшее место для вечерних семейных прогулок.
Доходный дом в Большом Каретном переулке
icon
5-ти этажный доходный дом построен в 1900 году для дворянской семьи Ковальских.
Музей-квартира А.И. Солженицына
icon
г. Москва, Тверская ул., д. 12, стр. 8, под. 14
Тверская
Сквер Майи Плисецкой
icon
Сквер, названный именем выдающейся балерины Майи Плисецкой, находится на месте старинного особняка, который был снесен в 2005 году.