Информация о здании
В 1955 году грянуло печально известное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В нем говорилось, что архитектурные излишества стали массовым явлением и ведут к большому перерасходу средств, и что вся эта дорогостоящая внешняя показная сторона архитектуры не соответствует линии партии и правительства в архитектуре и строительном деле. А линия была простая – километры за счет архитектуры.
Так появились универсальные типовые проекты и станции абсолютно без декоративного оформления, единственный способ декорирования – применение различных облицовочных материалов, и без «архитектурных излишеств» – голая конструкция. К таким станциям относится и «Университет».
Это пилонная станция глубокого заложения. Белый свод опирается на массивные кубические пилоны, облицованные светлым мрамором. Путевые стены оформлены керамической плиткой: низ – черной, верх – белой. Пол покрыт мозаикой из гранита серого и розового оттенков. Станция оставляет ощущение спокойствия и безмятежности.
Наземные павильоны выполнены в форме ротонды и стоят по разные стороны проспекта Вернадского. Это два сооружения с плоской крышей и широким карнизом, который поддерживают ряд сдвоенных колонн, опоясывающий вестибюль. Стены его имеют обширное остекление.
«Университет» использовалась как съемочная площадка для финальной сцены фильма Г. Данелия «Я шагаю по Москве». Интересно, что в фильме есть сцена, где герои расходятся и садятся в поезда, отправляющиеся в разные стороны. Но это было просто невозможно! В то время станция «Университет» была конечной, и в кадр даже попала табличка с надписью «Посадки нет».
А также это станция – одна из двух в московском метро, на которой находится бюро находок московского метрополитена. Если вы что-то забыли или потеряли в вагоне метро, вам непременно нужно туда обратиться. Может быть вы снова станете счастливым обладателем своего сокровища, если, конечно, его никто не присвоил себе.
Архитекторы станционного зала – В.А. Литивинов, М.Ф. Марковский, Л.В. Лилье, В.В. Добраковский.
Архитекторы вестибюлей — Н.А. Быкова, И.Г. Таранов при участии Ю.А. Черепанова.