Информация о здании
Станция Кутузово получила свое название из-за близости к историческому району, связанному с событиями Отечественной войны 1812 г., в частности военного совета в Филях, и в честь командующего русской армией М. И. Кутузова. Именно здесь в находящейся поблизости деревне Фили (ныне район Москвы Фили) состоялось заседание военного совета под руководством М. И. Кутузова, где было принято решение оставить город без боя (событие известно в историографии как совет в Филях). Основной задачей станции Кутузово стало обеспечение связи Окружной железной дороги (ж/д) с Московско-Брянской (ныне Киевское направление Московской ж/д) и Московско-Брестской ж/д (ныне Московско-Смоленское или Белорусское направление Московской ж/д).
Ансамбль станции состоит из пассажирского здания, жилого дома и будки централизованного управления стрелками и сигналами.
В пассажирском здании (вокзале) находились контора начальника станции, телеграф и единый пассажирский зал для всех классов. В здании вокзала сохранена даже часть системы печного отопления, что подтверждает наличие печных труб на крыше. Рядом стоит «отхожее место с ламповой», предназначенное в том числе для заправки керосином осветительных и сигнальных фонарей. В жилом доме проживали все сотрудники станции, от начальника до станционных сторожей, имевшие в нем (в зависимости от звания) квартиры или комнаты. На сегодняшний день большая часть зданий ансамбля станции сохранилась в первоначальном виде. Все здания являются объектами культурного наследия регионального значения.
На другой стороне Кутузовского проспекта, у Дорогомиловского железнодорожного моста, сохранился исполнительный пост центрального управления стрелками и сигналами – выразительная двухэтажная постройка с балконом и широкими арочными окнами на втором этаже, необходимыми для наблюдения за поездной ситуацией и обслуживаемым стрелочным районом. Дежурный по посту в соответствии
с командами, подаваемыми по блокировочным устройствам дежурным по станции, переводил стрелки и переключал сигналы, используя для этого систему гибких стальных тросов (тяг). Работа именно этого поста показана в № 3 киножурнала «Железнодорожник» за 1938 г.
После строительства Третьего транспортного кольца станция Кутузово утратила свое значение. Все станционные пути разобраны. Примыкающие к станции Кутузово соединительные ветки с Киевского направления управляются со станции Пресня.