Станция метро «Парк культуры»-кольцевая

Станция метро «Парк культуры»-кольцевая

Крымская площадь
Станция открыта в 1950 году в составе участка «Парк культуры» — «Курская».
star-icon
3.7
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Типовой проект
Годы постройки:
1950
Архитекторы:
И. Рожин,Е.М. Маркова
Назначение постройки
Метро

Информация о здании

Название дано по расположенному вблизи ЦПКиО им. Горького. В первые годы своего существования станция часто обозначалась на схемах под названием «Парк культуры имени Горького».

Она предназначалась для транспортировки пассажиров к ЦПКиО им. Горького, и (как и в случае с одноименной радиальной станцией) из-за достаточной удаленности от самого парка предлагалось переименовать её то в «Крымский мост», то в «Крымскую», то в «Чудовку». Но название станции претерпело изменения лишь в 1980‑м году, когда в преддверии Олимпиады его сократили до «Парка культуры».

Это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения. Архитектор И.Е. Рожин в этом проекте попытался зрительно облегчить массивные пилоны, и ему это удалось. Каждый пилон он «прорезает» ступенчатыми арками, визуально превращая его в четыре колонны, стоящие по углам. В арки он помещает медальоны работы скульптора С.М. Рабиновича. Всего получилось 26 барельефов, 12 из которых дублируются. На них изображены различные виды досуга и отдыха, доступные советскому человеку (катание на коньках, шахматы, авиамоделирование, цветоводство, футбол и другие).

Освещение станции достигается своеобразными «китайскими фонариками», подвешенными к своду, и четырьмя торшерами, которые находятся у деревянных диванов в перронных залах. Эти торшеры выполнены из мрамора малахитового цвета в виде четырехугольной колонны, расширяющейся к верху. Наверху композиция из металла: листья держат кольцо, на которое укреплены четыре плафона.

Свод центрального зала декорирован лепными розетками и шнурами, рисунок которых взят из кельтских узоров.

Критики отмечают, что можно было бы достигнуть большей визуальной легкости и воздушности, если использовать в отделке пилонов материалы светлых тонов вместо серого мрамора «лопота». Сам И.Е. Рожин считал своей ошибкой выбор мест для подвески светильников. Они оказались не напротив, а между медальонами с барельефами. В результате чего получились двойные тени. Этот факт неприятно удивил архитектора и чуть не довел до слез скульптора, но станция к тому моменту была почти завершена – никакие доработки уже не разрешались.

Наземный павильон (архитекторы И.Е. Рожин и Е.М. Маркова) – массивное здание, внутреннее пространство которого организовано как храм крестово-купольной системы. В трех прямоугольных «пределах» находятся вход, кассы, переход и выход в город. В полукруглой в плане «апсиде» – эскалаторы. В центральной части находится кессонированный полусферический купол – прямая цитата из Пантеона в Риме. Ставят точку в христианском подтексте четыре лепных медальона в основании купола. На них изображены гости парка, которые явно отсылают нас к библейской истории об Адаме и Еве.

Автор статьи: Егор Егорычев
Распечатать статью

Интересное рядом (4)