Информация о здании
«Новослободская» – последняя из пяти станций метро, спроектированных Алексеем Николаевичем Душкиным, одним из самых интересных архитекторов периода сталинского ампира. Она открыта 30 января 1952 года в составе четвертой очереди строительства Московского метро – строительства Кольцевой линии.
Среди проектов для этой станции был объявлен конкурс. Тогда уже известный зодчий Душкин предложил молодому архитектору А.Ф. Стрелкову сделать совместный проект. И он принес им победу. В их конкурсном проекте было два варианта вестибюля. Архитекторы не могли решить, какой вариант лучше – в итоге решение было принято градсоветом.
«Новослободская» – пилонная станция глубокого заложения. Казалось бы, такая конструктивная система (использование тяжелых пилонов, а не изящных колонн) сама диктует архитекторам будущий облик – торжественно строгий и даже суровый. Но в данном случае проектировщики сумели создать легкое пространство, уводящее зрителя (то есть обычного пассажира метро) в свой сказочный мир.
Пилоны станции плавно переходят в своды. В центре каждого пилона находится арочный витраж, подсвеченный изнутри. Благодаря этому пилоны зрительно растворяются в многочисленных арках витражей и арочных проходах к перонным залам. Чередование полуциркульных и килевидных завершений разного размера с латунной окантовкой создает сказочную ритмическую композицию, манящую зрителя к главному украшению – смальтовому панно «Мир во всем мире» на торцевой стене. Оно создано художником Павлом Кориным и изображает мать с младенцем, который тянет руки к голубю. Изначально, правда, вместо этого голубя был медальон с изображением Сталина. Мозаика эта чудом сохранилась до наших дней. По указанию Хрущева решено было всю композицию демонтировать. Но её сохранили, поставив перед ней стену, облицованную гранитом. Таким образом мать с младенцем на руках пребывала в «замурованном» состоянии несколько лет, пока к власти не пришел Л.И. Брежнев.
Витражи в пилонах были созданы также по эскизам Корина, но уже латвийскими мастерами. Интересно, что для этого были использованы стекла из Кафедрального Собора в Риге, которые предназначались для костёлов. На 32 витражах изображены цветы в вазах, сказочные растения и прекрасные птицы. В верхней части каждого витража – по медальону. Шесть из них посвящены советской интеллигенции: музыкант, агроном, географ, художник, энергетик и, конечно же, архитектор. На остальных 26 медальонах изображены замысловатые геометрические узоры.
Освещение станции задумано не только сверху, но и сбоку – через светящиеся витражи. Тарелкообразные люстры не давали много света: по замыслу Душкина, это должна быть «станция-грот». К сожалению, при реставрации 2003 года лампы заменили на более мощные. А вот точно такие же люстры можно увидеть на станции «Площадь Восстания» Санкт-Петербургского Метрополитена.
«Новослободская» имеет один наземный вестибюль. Он выполнен в стиле античной храмовой архитектуры. Круглый в плане павильон с пилястрами оформлен глубоким прямоугольным портиком. В нем шесть колонн: круглые в центральной части и две квадратные по краям. Все колонны и пилястры каннелированные.