Станция метро «Лубянка»

Станция метро «Лубянка»

Никольская ул., д., 12
Станция открыта 15 мая 1935 г. в составе первого пускового участка Московского метрополитена. С момента открытия станция носила название «Дзержинская» (по Дзержинской площади). Свое современное наименование станция получила 5 ноября 1990 г., когда площади Дзержинского, на которой находится наземный павильон станции, было возвращено историческое название - Лубянская площадь.
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Авангард,Конструктивизм
Годы постройки:
1935
Архитекторы:
А.Ф. Стрелков,И.И. Ловейко,Д.Ф. Фридман,Н.А. Ладовский
Назначение постройки
Метро

Информация о здании

Станция метро «Лубянка» построена в первую очередь строительства московского метро в стиле авангард. Свои двери для пассажиров она распахнула 15 мая 1935 г. Станция была названа в честь видного советского деятеля Феликса Эдмундовича Дзержинского.

При строительстве рабочие столкнулись со сложными гидрогеологическими условиями, из-за чего пришлось менять внутреннюю конструкцию станции — она стала двухсводчатой, т.е. без среднего зала.

Проект интерьера перронного зала был разработан самобытным архитектором эпохи авангарда Николаем Ладовским, идейным лидером рационализма в архитектуре. В проекте этой станции Ладовский, единственный из всех авторов станций первой очереди, сохранил тоннельную форму перронного зала. Перед ним стояла непростая задача — оформить станцию со сложной внутренней структурой: некоторой кривизной станционных путей, криволинейностью всего сечения тоннеля, грузности и массивности опор. Ладовский не стал выпрямлять кривизну стен архитектурной декорацией. Он подчеркнул эту кривизну, продлив ритмически расположенные вдоль перрона упрощенные пилястры по всему своду, тем самым создав особую, несвойственную другим станциям динамику.

Нестандартное решение было предложено архитектором в первоначальном проекте. Он предлагал использовать цвет как средство визуальной коммуникации. Например, чтобы облегчить человеку ориентацию от входа в метро до станционного зала, Ладовский предложил метод цветовых путеводов: красных — для обозначения входа, голубых — выхода (цветовые панели выше роста человека). Но этот проект так и не был реализован.

Также автором был разработан интересный принцип освещения платформ: ярко освещалась перронная часть станции, тогда как путевой тоннель более слабо, что по задумке Н. Ладовского должно было усилить восприятие пространства.

К сожалению, в 1970-е гг. «Лубянка» была реконструирована, архитектура перронного зала кардинально изменена. Она обрела средний зал, т.е. стала трехсводчатой и превратилась в типовую станцию 1970-х гг. От проекта Ладовского остались лишь небольшие фрагменты.

Изначально у станции был только один вестибюль — западный, открытый вместе со станцией в 1935 г. Впоследствии она обрела разветвленную систему входов и выходов по периметру всей Лубянской площади. Авторы наземного павильона — архитекторы Д.Ф. Фридман и И.И. Ловейко — сильно перестроили фасад старого здания, в которое были встроены вход и выход. Они представляют собой два огромных арочных портала, а специфическая форма предполагала подсвечивание арок отраженным светом.

Свое современное название станция получила в 1990 г. по Лубянской площади, под которой она расположена.

Автор статьи: Евгения Стаханова
Распечатать статью

Интересное рядом (4)

Лубянская площадь
icon
Лубянская площадь
5
Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА»
icon
г. Москва, ул. Кузнецкий Мост, д. 21/5
ЛубянкаКузнецкий мост
Торговый Дом Титова (Администрация президента)
icon
Построен в 1912—1915 годах архитектором Владимиром Шервудом в стиле строгого рационализма.