Станция Лефортово МОЖД

Станция Лефортово МОЖД

Ул. Уткина, д. 40
Шоссе ЭнтузиастовСоколиная гора
Для увеличения перерабатывающей мощности Казанского направления в начале ХХ века была построена станция Лефортово и соединительная ветвь № 10 для обмена вагонами с Московско-Казанской и Нижегородской ж/д.
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Модерн
Годы постройки:
1908
Архитекторы:
М.И. Мотылев
Назначение постройки
Общественное учреждение, Вокзал

Информация о здании

Станция Лефортово расположена на территории Восточного административного округа города Москвы между Измайловским парком и районом Соколиная Гора. Название связано с расположением станции на территории бывшего третьего Лефортовского земского района.

В конце XIX века район Лефортово был ограничен двумя радиальными железнодорожными ветками: Московско-Курской и Московско-Казанской железной дороги. Район был достаточно развит в плане промышленности: основанная в 1869 году кузнечно-слесарная мастерская А.К. Дангауэра к 1873 году превратилась в Котельный механический и медно-аппаратный завод Дангауэра и Кайзера. После революции завод был национализирован, получил название "Компрессор" и перепрофилирован под производство холодильного оборудования. Однако исторический топоним, связанный с именем основателя завода, закрепился в названии рабочего поселка при обновленном заводе, построенном в 1931 году группой архитекторов под руководством М.И. Мотылёва. В настоящее время жилой ансамбль "Дангауэровка" является выявленным объектом культурного наследия, максимально сохранившим в себе черты советского архитектурного авангарда.

В 1881 году в районе Лефортово для увеличения перерабатывающей мощности Казанского направления была построена новая сортировочная станция Перово Московско-Рязанской ж/д и главные вагонные мастерские (ныне Московский локомотиворемонтный завод). Это предопределило необходимость строительства на границе района Лефортово возле Владимирского шоссе (ныне Шоссе Энтузиастов) станции Московской окружной железной дороги и соединительной ветви № 10 для обмена вагонами с Московско-Казанской (через станцию Перово) и Нижегородской ж/д (по станции Кусково, ныне Горьковское направление Московской ж/д).

Сегодня ансамбль станции Лефортово состоит из пассажирского здания, жилого дома и здания путевой казармы.

Одноэтажное пассажирское здание построено по типовому проекту и повторяется на станциях Ростокино и Угрешская. В средней его части находился зал ожидания, отмеченный на фасаде тремя высокими окнами с полуциркульным завершением, в боковом крыле – контора начальника станции и телеграф. Отдельно отмечается удобное расположение батарей для питания телеграфа: в подвальной части здания, а не в одной комнате с телеграфным аппаратом, что считалось вредным для здоровья телеграфистов.

В жилом доме были предусмотрены квартиры и комнаты для всего персонала: от начальника станции до сторожа и дворника. Фрагментарно на фасаде жилого дома сохранились столярные оконные заполнения 1900-х годов с мелкой расстекловкой.

Казарма расположена в южной части комплекса и является одной из одиннадцати сохранившихся казарм, возведенных на МОЖД. Исторически здание располагалось по адресу: Шоссе Энтузиастов, д.42А. В связи со строительством Четвертого транспортного кольца казарма была перенесена на новое место – к пассажирскому зданию станции, которое сохранило свое первоначальное архитектурное оформление. 

Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы, Юрий Егоров
Распечатать статью

Отзывы (1)

Elizaveta
Elizaveta
В этой казарме жил мой дедушка, когда приехал в Москву по приглашению на работу железнодорожником. Я успела заснять последние месяцы жизни казармы на видео и на фото перед тем, как его разрушили. Засняла также мост с табличкой архитектора Аршавского. Теперь это архивные данные. Про казармы. Дедушка приехал в Москву в 1937 году. Через год-два для обитателей казарм с семьями построили барак на другой стороне шоссе Энтузиастов рядом с Электродным заводом. Барак был одноэтажным с централизованным электро- водоснабжением и централизованной очисткой выгребных ям, что значительно облегчало жизнь семьям железнодорожников. В 1965 году барак был расселён, на его месте появился какой-то заводик. Обитатели барака получили отдельные благоустроенные квартиры в новых блочных пятиэтажках на улице Плеханова и улице Аносова. Благодарю исследователя Юрия Егорова за уникальные исторические данные - например, я впервые сейчас увидела подтверждение тому, что казарма стояла на шоссе Энтузиастов дом 42 а. Ранее я думала, что казарм могло быть несколько и наша казарма - одна их них.

Интересное рядом (5)

Рабочий
icon
пересечение ш. Энтузиастов и пр-та Буденного
Шоссе Энтузиастов
Погибшим в Великой Отечественной войне
icon
Энтузиастов ш., д. 38
Шоссе Энтузиастов
Героям-нефтегазовцам
icon
Энтузиастов ш., д. 40
Шоссе Энтузиастов
Государственный выставочный зал истории войны в Афганистане
icon
г. Москва, ул. 1-я Владимирская, д. 12, корп. 1
ПеровоШоссе Энтузиастов