Информация о здании
Старая Москва - это не только уютные особняки и шикарные дворянские усадьбы, но и промышленные здания, архитектурным решениям которых в начале XX века еще уделяли должное внимание.
Таковы изящные деревянные и краснокирпичные строения комплекса станции «Подмосковная», возведенного в 1901 году в ходе масштабного проекта по строительству Московско-Виндавской железной дороги. Рост промышленного производства, утверждение капитализма и развитие торговли требовали связать Москву с латвийскими портами. До открытия Виндавского (Рижского) вокзала «Подмосковная» служила главной товарной и пассажирской станцией на пути из Москвы в Виндаву (современный Вентспилс), а затем и в Ригу.
Почти полвека, до 1945 года, когда была открыта платформа Красный Балтиец, Подмосковная обслуживала и товарные, и пассажирские поезда. Связал две станции пешеходный мост, проходящий над путями станции.
Подмосковная - станция уникальная, почти все остальные станции рижского направления были уничтожены во время бомбежек в Великую Отечественную войну, и после восстанавливались уже по характерным типовым проектам 50-х годов.
В 1940-е годы Подмосковная являлась крупнейшей сортировочной станцией Московского железнодорожного узла. На ее территории до 2000-х годов находилось локомотивное депо ТЧ-16.
В настоящий момент комплекс станции включает в себя несколько разных по назначению построек. Почти все здания построены архитектором Юрием Дидериксом. На станции сохранилось деревянное здание вокзала, именно он выполнял функции московского вокзала с июля до сентября 1901 года, пока не открылся Рижский вокзал.
В административном здании жили машинисты, работающие вахтовым способом. Это один из представителей деревянного модерна, о чем говорят деревянные причудливые кронштейны, резные причелины. Вертикальной доминантой является кирпичная водонапорная башня с деревянным завершением. Она функционирует до сих пор и обеспечивает водой железнодорожников. А заправлять паровозы можно из аутентичной водяной колонки.
Есть на территории и дом для отдыха локомотивных бригад.
Основное здание Подмосковной – это само веерное депо с поворотным кругом. Поворотный круг расположен перед зданием депо. Он работает следующим образом: паровоз попадает на круг, который затем поворачивается (сейчас электроприводом, а до этого при помощи ручной силы машинистов), и паровоз оказывается напротив ветки, ведущей в нужную секцию.
В здании депо сохранились все секции для ремонта паровозов и цех механообработки. На крыше депо функционирует вытяжная вентиляция, которая используется, когда ремонтируется работающий паровоз. Раньше подобное депо по паровому столбу было видно за две станции.