Станция «Электрозаводская»

Станция «Электрозаводская»

Дата открытия: 15.05.1944. Открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на действующем перегоне «Бауманская» - «Семёновская». Проектное название: Электрозавод (1937).
star-icon
3.6
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Типовой проект
Годы постройки:
1944
Архитекторы:
В.Г. Гельфрейх ,И. Рожин,А. Аркин,В.А. Щуко
Назначение постройки
Метро

Информация о здании

Работа над станцией московского метро "Электрозаводская" началась в 1939 году. Тогда опытные зодчие В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх, которые часто работали вместе, пригласили к участию своего ученика И. Е. Рожина. Щуко, к сожалению, вскоре умер, а строительство было заморожено с началом Великой Отечественной войны. К 1941 году строящийся тоннель метро был почти готов, и его использовали как бомбоубежище.

Работа над станцией возобновилась в 1943 году, а 15 мая следующего года её открыли. «Электрозаводская» — это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения. Здесь за основу оформления тяжелых кубистических пилонов взят антаблемент дорического ордера. Между рифлеными триглифами, на метопах, располагаются горельефы работы скульптора Г. И. Мотовилова. Скульптурные композиции созданы на темы «Труд во время войны» и «Московский Электроламповый завод». Архитекторы высоко оценили работу мастера, говоря, что ему удалось не только подчеркнуть эмоциональный фон станции, но и утвердить её пластическое решение.

Но самое интересное в проекте этой станции — её потолок и способ освещения. В своде центрального зала находятся 318 полусферических кессонов с лампами внутри. Они располагаются в шесть рядов и занимают весь свод станции. Интересно, что ниши, в которых находятся лампы, сделаны из алюминия. После того, как их сделали матовыми и покрасили, никто не замечает, что это отдельные элементы. При строительстве станции даже случился такой казус: станцию решил посмотреть председатель горисполкома А. С. Щербаков и увидел её в тот момент, когда уже установили полусферические алюминиевые «колпаки», но еще должным образом не обработали. Посмотрев на свод, председатель возмутился: «Что за посудная лавка?!». К счастью, ему удалось объяснить, что конечный результат будет иным.

Станция эта в результате стала одной из лучших в Московском метро и в 1946 году была удостоена Сталинской премии 1-й степени.

У «Электрозаводской» только один наземный вестибюль. Это шестиугольное в плане здание с массивным куполом. В торце вестибюля устроена ниша, в которой установили скульптурную композицию «Метростроевцы в забое» работы скульптора М. Г. Манизера. К работе над наземным павильоном был привлечен еще один архитектор — А. Е. Аркин. Внутренние стены вестибюля решено было облицевать красным мрамором и украсить медальонами с изображениями ученых, внесших значительный вклад в развитие электротехники: М. В. Ломоносова, А. С. Попова, П. Н. Яблочкова, М. Фарадея, У. Гильберта и Б. Франклина.

Автор статьи: Егор Егорычев
Распечатать статью

Отзывы (1)

Ольга
Ольга
Спасибо за статью. Фамилия скульптора МотОвилов.