Станция метро «Октябрьская» (кольцевая)

Станция метро «Октябрьская» (кольцевая)

Ленинский просп., дом 2
Никогда раньше дизайн станции так не апеллировал к образцам храмового зодчества Запада и древности и одновременно так не напоминал трёхнефные базилики периода раннего христианства.
star-icon
3.3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Типовой проект
Годы постройки:
1950
Архитекторы:
Л.М. Поляков
Назначение постройки
Метро

Информация о здании

Дата открытия станции "Октябрьская" кольцевой линии : 01.01.1950
Открыта в составе участка "Парк культуры" - "Курская".
Прежнее название станции до 6 июня 1961 года — "Калужская", в 1991-1992 году рассматривался проект возвращения этого названия.
Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения.
Построена по типовому проекту.
Архитектор станции и вестибюля: Л.М. Поляков.
Инженеры-конструкторы: Б.М. Прикот, В.И. Дмитриев.

В 1950 году автор станции Л.М. Поляков удостоен Сталинской премии.

Художественное оформление станции посвящено теме «Триумф победы над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне». Свод подземного зала разделен арками, у основания которых - барельефы с изображением воинов Советской армии. Пилоны покрыты светло-серым мрамором. На пилонах укреплены светильники в виде факелов из анодированного алюминия. Пол выложен красным и серым гранитом. Путевые стены облицованы керамической плиткой кремового цвета и украшены керамическими венками с золотым орнаментом. Кассовый и эскалаторный залы также украшены барельефами с изображением боевых знамен, оружия и фанфар, а также фигурами девушек, олицетворяющими Славу - (скульптор Г.И. Мотовилов).

В 1962 году был сооружён переход на станцию «Октябрьская» Калужско-Рижской линии.

Станция была открыта в 1950 году в составе участка «Парк культуры» — «Курская». Название — по Октябрьской площади (ныне — Калужской), неподалеку от которой расположена станция. Станция задумывалась как торжественный реквием павшим в Великой Отечественной войне. Павильон станции представляет собою грандиозную триумфальную арку, украшенную снаружи барельефными фигурами мужчин и женщин, облачённых в форму Советской Армии военной поры.

Тема Победы стала центральной для послевоенного этапа развития строительства московского метро. При этом только автору проекта станции «Октябрьская» Л. Полякову удалось создать практически храмовое пространство, где ряды факелов ведут к апсиде с предполагаемым алтарём — нише с голубым небом, призванным отобразить «светлое будущее» страны. Никогда раньше, по утверждению специалистов, дизайн станции так не апеллировал к образцам храмового зодчества Запада и древности и одновременно так не напоминал трёхнефные базилики периода раннего христианства.

До 6 июня 1961 года называлась «Калужская». Стоит отметить, что станция, ныне носящая название «Калужская», находится далеко от Калужской площади, в другом районе Москвы, что иногда приводит к путанице.

В самом конце станции находится пустая апсида с изображённым вверху её голубым небом, закрытая торжественной оградой в стиле ампир. Архитектор Поляков, автор проекта, считал, что изобрёл новое средство борьбы с «ощущением подземности»: ярко освещённая стена и выкрашенная в голубой цвет верхняя часть апсиды призваны были, по его задумке, создать иллюзию пребывания на поверхности, заставляя забыть пассажиров о том, что они находятся на 30-метровой глубине.

Распечатать статью

Интересное рядом (6)

Большая Якиманка
icon
Название улицы напоминает о церкви Иоакима и Анны, построенной XVII в.
улица Большая Якиманка
Улица Малая Полянка
icon
Давным-давно отсюда начинались поля.
Краснобаев Т. П.
icon
4-й Добрынинский пер., д. 1/9
Серпуховская