Станция метро «Курская» (кольцевая)

Станция метро «Курская» (кольцевая)

Земляной Вал ул., дом 29, строение 1
На фасаде вестибюля закреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде, сам И.В.Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя.
star-icon
3.2
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Типовой проект
Годы постройки:
1950
Архитекторы:
Г.А. Захаров,З.С. Чернышева
Назначение постройки
Метро

Информация о здании

Дата открытия станции "Курская" кольцевой линии: 01.01.1950.
Открыта в составе участка "Парк культуры" - "Курская".
Архитекторы: Г.А. Захаров, З.С. Чернышева.
Инженеры-конструкторы: Л.И. Горелик, П.С. Сметанкин.
Конструкция станции - колонная трехсводчатая глубокого заложения.

Сооружена из сборной чугунной отделки. Свод центрального тоннеля и своды опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. Каждая пара стоящих рядом колонн архитектурно оформлена как одна колонна.
Название станция получила по одноименному вокзалу.

Центральный свод и своды боковых тоннелей опираются каждый на свой ряд колонн, установленных рядом. В середине, где находится переход на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии, свод опирается на пилоны, образующие вместе с началом перехода своего рода «беседку». В оформлении использованы оригинальные светильники, размещенные в нишах пилонов, обрамляющих гранитную лестницу перехода. Пилоны и колонны центрального зала покрыты светлым мрамором «коелга». Рельефные детали выполнены из золоченого металла. Сочный и выразительный орнамент декоративных элементов развивает тему рассвета нашей страны. Пол выложен красным и серым гранитом.

Наземный вестибюль находится в здании, примыкающем к Курскому вокзалу. В нем находилась скульптура И.В.Сталина (автор Н.В.Томский, не сохранилась). На уровень ниже вестибюля находится подземный круглый аванзал, отделанный тёмно-красным, золотисто-розовым, светло-серым и чёрным мрамором. Центр аванзала украшает оригинальная колонна-цветок, в которой скрыты светильники. Из него имеется вход в цокольный этаж здания Курского вокзала и в подземный переход к посадочным платформам. К этому помещению также примыкает аванзал станции «Курская» Арбатско-Покровской линии.

В 1950 году архитекторы станции удостоены Сталинской премии.

Из южного торца станции в 1995 году был сооружен второй выход в общий вестибюль со станцией «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.

На фасаде вестибюля укреплены две даты «1945» и «1949», но по легенде сам И. В. Сталин передвинул дату на 1 января 1950 года, чтобы первый отрезок Кольцевой линии не стал частью торжеств в честь 70-летия вождя. Павильон строился на открытом и со всех сторон обозримом месте. Теперь же он прислонён к новому зданию Курского вокзала. Вестибюль станции интересен тем, что он имеет очень много схожих черт с храмовыми постройками. Ориентированный входом на запад и внутренней алтарной частью на восток, он открывает смысл здания — Храма Победы. За входом после прямоугольного аванзала расположено центральное двусветное помещение под сложным восьмигранным ребристым куполом. Вход в зал условно обозначен двумя прямоугольными пилонами высотой до основания купола. На их внутренних сторонах чеканка по бронзе: огромные двуручные мечи, увитые гирляндами. Купол опирается на мощные балки, уложенные на высокие круглые колонны. На этих балках есть надпись с текстом второго куплета гимна СССР:

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, И Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин — на верность народу На труд и на подвиги нас вдохновил.

После XXII съезда КПСС в 1961 году последние две строчки были сняты, образовав асимметрию на балках. Также был демонтирован памятник Сталину в апсиде (работа скульптора Николая Томского), а чеканку на горельефе медали «За оборону Сталинграда» изменили на Волгоград в связи с переименованием города. При капитальном ремонте вестибюля в 2008—2009 годах было решено восстановить утраченные детали вместе с реставрацией здания (кроме восстановления памятника). Однако вместо восстановления полной цитаты второго куплета из гимна была восстановлена утраченная часть взамен первых двух строчек, и симметрично распределена надпись, а ночью 24 октября 2009 года полный текст был воссоздан на прежнем месте, что почти окончательно восстановило архитектурный замысел зала как «Солнца Победы».

Автор статьи: Департамент культурного наследия города Москвы
Распечатать статью

Интересное рядом (4)

Памятник М.И. Авербаху
icon
Михаил Иосифович Авербах (1872—1944) — крупнейший российский и советский офтальмолог, действительный член АН СССР, лауреат Сталинской премии I степени.
Садовая-Черногрязская ул. (Б. Харитоньевский пер.), д. 14/19
Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола
icon
г. Москва, ул. Басманная Стар., д. 23/9
Елизаветинская женская гимназия
icon
В здании на протяжении всей его истории располагались учебные заведения.
Главный дом городской усадьбы (XVIII−XIX вв.)
icon
Главный дом усадьбы купца К.И.Доброхотова, владельца суконной мануфактуры, вместе с архитектурной модой менял стилевые «обличья» – от раннего классицизма до позднего ампира.