Информация о здании
Знаменитую 201-ю школу имени Зои и Александра Космодемьянских, расположенную в районе метро «Войковская», в свое время знала вся Москва. И не только потому, что это учебное заведение славилось своими выпускниками и учителями. Оно имело богатую историю, которая начиналась с 1918 года, когда для детей железнодорожников Московско-Виндавской железной дороги была открыта школа на бывшей даче купца Кунина.
В 1935 году недалеко от старой, деревянной, по проекту архитекторов И. Звездина и А. Аркина была построена новая школа. Ее огромная территория, окруженная кованой оградой, была настоящим государством - с землями, службами, строениями, законами и порядками.
Еще в 60-70-х годах на территории школы был большой яблоневый сад, теплицы, стадион и длинный барак, в котором когда-то жили учителя.
Школа не походила на типовые школьные здания. Скорее, она напоминала учреждение или научный институт. Ее солидный вид внушал уважение и зачастую дезориентировал тех, кто впервые попадал в район и искал среди жилой застройки 201-ю школу.
Добротное здание, облицованное крупным светлым кирпичом, - яркий пример постконструктивизма 30-х годов - стояло в окружении высоких деревьев. Ризалит центральной ее части с колоннами при входе придавал зданию строгость и торжественность, большие прямоугольные окна третьего этажа, где находился актовый зал, зрительно вытягивали приземистое строение ввысь. По торцевым сторонам школы шли вертикально расположенные круглые окна, которые вносили разнообразие в ее внешний облик и смягчали жесткие прямоугольные формы.
Солидные парадные двери с массивными ручками пропускали каждый день сотни учеников и учителей, спешивших по утрам на уроки.
Школа была большая и светлая. Высокие потолки, огромные окна, просторные классы и мастерские, коридоры и лестницы с широкими полированными перилами, по которым можно было съезжать с третьего до первого этажа, не останавливаясь – перила плавно закруглялись на поворотах – создавали ощущение свободы. Несмотря на большое количество учеников, здесь никогда не было тесно. Возможно, это было связано с тем, что запланированный по проекту объем превосходил тогдашний норматив на одного учащегося.
Просторный вестибюль, где располагались раздевалки, напоминал фойе театра: красивый мраморный пол (как оказалось позднее – бетон с мраморной крошкой), колонны из искусственного мрамора с капителями, лепнина под потолком и расходившиеся в две стороны широкие центральные лестницы (школьная и учительская). Большие окна напротив входа хорошо освещали это пространство, поэтому здесь всегда было светло.
Но особенно тождественным был актовый зал с настоящей сценой, бархатными кулисами и большими люстрами, свисающими с потолка. В широких простенках между окнами висели белые, в человеческий рост мраморные доски. На них золотом и серебром были начертаны именами медалистов.
Паркет зала помнил и комсомольские собрания, и новогодние елки, и выпускные балы.
К сожалению, сейчас от прежней школы мало что осталось. Уже не одно десятилетие она стоит заколоченная, полуразрушенная, с зияющими окнами, опаленными пожаром, и ждет своего часа. Много лет идет согласование проекта реставрации.
Почти ничего не осталось от большого яблоневого сада, давно нет стадиона.
Рядом со старой школой построено современное здание нового лицея, который носит имя героев. Но все, кто знал 201-ю, верят, что она еще услышит звонкие голоса учеников и расскажет им свою историю.
Отзывы