Информация о здании
Здание вокзала находится на берегу Химкинского водохранилища. Построено оно было в 1933–1937 гг. по проекту архитекторов Алексея Рухлядева и Владимира Кринского одновременно с каналом имени Москвы, еще до заполнения Химкинского водохранилища.
Главная тема в архитектурно-художественном оформлении Северного речного вокзала — образ Москвы как порта пяти морей. Благодаря открытию канала имени Москвы в 1930-х годах речные суда, отправлявшиеся отсюда, могли дойти до пяти морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого.
Здание напоминает огромный двухпалубный корабль. Его композиция строго симметрична. Центральная часть с главным входом и башней — это корпус корабля с каютами, открытые галереи с фонтанами с северной и южной сторон напоминают нос и корму, вереница колонн — огороженную палубу, а шпиль со звездой на башне — это мачта, на которую еще не водрузили парус. Общая площадь трехэтажного здания составляет 5,3 тысячи квадратных метров, протяженность вдоль берега — 150 метров. К причалу спускается парадная лестница.
Стены здания практически не видны за многочисленными галереями. Повторения пилонов, столбов, облегченных колонн, арок придают ему прозрачность и легкость. Башню вокзала завершает 27-метровый металлический шпиль с подвижным механизмом. Согласно проекту, с началом навигации он должен был выдвигаться из башни, а по ее окончании убираться внутрь. Однако фактически механизм запускался всего несколько раз. Теперь, после реставрации, металлический шпиль будет работать так, как задумали архитекторы в 1930-е годы.
Здание вокзала — памятник архитектуры регионального значения и один из узнаваемых символов Москвы, который можно увидеть во многих отечественных кинофильмах — «Волга-Волга», «Новая Москва», «Коллеги», «Гонки по вертикали», «По семейным обстоятельствам» и других.
По замыслу создателей, Северный речной вокзал должен был служить не только транспортным объектом, но и местом повседневного отдыха горожан. Поэтому здесь открылся первоклассный ресторан, а поблизости был разбит парк, украшенный фонтанами и скульптурой. На пике популярности в 1960 году пассажиропоток вокзала с учетом речных пригородных и экскурсионных маршрутов составлял 1,55 миллиона человек.
Однако с начала 1990-х гг. речные перевозки стали стремительно сокращаться. Это обстоятельство стало основной причиной упадка вокзала. Одно время красивейшее здание использовали как рынок. Здесь размещались ларьки, в непригодных для торговли помещениях были камеры хранения и склад мебели. Здание начало крениться, находиться в нем стало небезопасно, и в 2010 году оно было признано аварийным и закрыто.
В 2017-м Северный речной вокзал был передан в собственность города, после чего началась подготовка к его реставрации. Работы начались в августе 2018 года.
Во время его реставрации удалось сохранить большинство оригинальных элементов и деталей интерьера, утраченные элементы были восстановлены.
Капитально отремонтировали все 17 причалов вокзала. Во время работ специалисты выровняли уровень дна (сейчас глубина у причалов составляет от 2,1 до 3,6 метра), расчистив его от бытового и строительного мусора. Также заменили систему отбойных устройств причаливания судов 1937 года на современную и обеспечили электроснабжение пришвартованных судов от береговой сети. Это позволит отказаться от использования дизельных двигателей во время стоянки, что позитивно скажется не только на экологии парка, но и на близлежащих жилых кварталах.
Чтобы пассажирам круизных судов было комфортно, зону посадки и высадки оградили, обустроили новые зоны досмотра, доступные и для маломобильных граждан. Кроме того, выделили отдельную зону для экскурсионно-прогулочных маршрутов — с седьмого по 12-й причал. Привели в порядок и диспетчерский пункт.
Теперь Северный речной вокзал может принимать или отправлять до четырех судов одновременно и до 24 судов в сутки. Как и в лучшие годы, пропускная способность вокзала составит свыше 1,5 миллиона пассажиров за сезон. Основные направления навигации — Санкт-Петербург, Ярославль, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону, Волгоград, Плес, Череповец, Углич, Кострома, Самара, Саратов, Городец, Мышкин, Валаам, Тверь, Тутаев.
В здании вокзала заменили столярные заполнения оконных проемов и изготовили наружные двери. Также отреставрировали и воссоздали фурнитуру. Специалисты сделали и запустили систему отопления здания.
В интерьерах вокзала выполнены отделочные работы. Привели в порядок потолок и стены, а также отреставрировали декор (гризайль, роспись по стеклу, вентиляционные решетки, панно на холстах).
Стали выглядеть, как и в 1930-х годах, башенные часы. Утраченный механизм заменили новым, который работает при помощи современных средств автоматизации. Также отреставрированы знаменитые панно с изображениями девяти шлюзов канала имени Москвы, панно и витражи с государственными гербами советских республик.
Во время реставрации была восстановлена звезда — главный декоративный элемент вокзала, который венчал шпиль здания на протяжении 80 лет. Ее изготовили в 1935-м на заводе имени Молотова — из каркаса нержавеющей стали с соединением точечной сваркой. Облицевали ее гальванически позолоченным медным листом. В центре звезды закрепили серп и молот, выполненные из посеребренных листов меди. Для их украшения использовали аквамарины. Каждый самоцвет закрепили в отдельную ячейку-каст, покрытую золотом.
Исторические фонтаны «Север» и «Юг» украшают внутренние дворы, образованные галереями на торцах здания Северного речного вокзала. Фонтан «Север» сделан из природного камня. Его композиция посвящена Арктике: на пьедестале в виде группы мраморных белых медведей находился птичий базар — фигуры гагар и диких гусей. Над фонтаном работал скульптор Лев Кардашев. Фонтан «Юг» — это чаша в виде капители колонны. Дельфины на мраморном пьедестале напоминают о Крыме и Черном море. «Юг» сделал скульптор Иван Ефимов.
Парк Северного речного вокзала — объект культурного наследия (произведение ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства) регионального значения. Его разбили в 1936–1938 гг. по проекту инженера Тимофея Шафранского. В основу планировки легла осевая композиция с системой перпендикулярных аллей, которая была характерна для советского садово-паркового искусства 1930–1940-х гг.
Изначально в парке установили 14 скульптурных групп и фонтанов. Сейчас почти все они утрачены. Сохранилось немного — это, например, памятник-бюст академика Алексея Крылова, объект культурного наследия регионального значения. Он находится рядом со зданием Северного речного вокзала, развернут лицом к набережной. Его выполнили в 1960 году по проекту скульптора Льва Кербеля и архитектора Юрия Гольцева. Также сохранилась скульптура «Водный путь» (1937), установленная у входа в парк в начале аллеи, ведущей к вокзалу. Скульптура представляет собой девушку, которая ступает навстречу посетителям парка и держит над головой модель парусника. Ее сделали по проекту скульптора Юлии Кун. Наконец, последняя сохранившаяся скульптура — «Спорт», установленная севернее здания вокзала. Изображает юношу и двух девушек, играющих в баскетбол.
По окончании масштабных ремонтно-реставрационных работ этот знаковый московский архитектурный памятник удостоился нескольких наград в конкурсе "Московская реставрация - 2020" по следующим номинациям: за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ, за лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию, за высокое качество работ по восстановлению шпиля, за высокое качество реставрации фарфоровых панно.
Источник: www.mos.ru