Информация о здании
Сокол ‒ первый в Москве кооперативный жилой поселок, прототип современного микрорайона, основанный в 1923 г., сегодня является памятником градостроительства первых лет советской власти (всего 119 домов). В проектировании поселка принимали участие ведущие советские архитекторы 20-х гг.: А. В. Щусев, братья Веснины, И. Кондаков, Н. Дюрнбаум, Н. Марковников и т. д. Многие художественно-пространственные идеи в объемно-планировочной композиции Сокола вышли из обсуждений в ВХУТЕМАСе и ВХУТЕИНе.
Сокол создавался как поселок нового типа, для которого характерно экономическое и в то же время наиболее полное удовлетворение потребностей населения. По признанию историков, комплекс Сокол ‒ один из наиболее удачных примеров жилого массового строительства в СССР. В основном объемно-планировочная структура поселка сохранилась в первоначальном виде.
Однако некоторые поздние постройки недалеко от исторических границ Сокола нарушают целостность авторского замысла (здание фабрики, многоэтажный жилой дом-башня). Из 119 жилых домов утратили жилую функцию и реконструированы для нужд современных пользователей 12-13 домов. У большинства зданий сохранились первоначальные фасады и планировка, фасады могут быть закрыты сайдингом или другими современными облицовочными панелями. Северная граница современного поселка проходит по улице Врубеля ‒ там, где первоначально была намечена центральная площадь. Площадь по форме звездообразная, от которой радиально расходятся улицы в пяти направлениях. Поселок разделен на семь кварталов с земельно-садовыми участками преимущественно по восемь соток. Современный генеральный план поселка имеет планировочную структуру со своим композиционным центром и пространственными доминантами, довольно гармонично сочетающимися с окружающей городской застройкой. Концептом микрорайона стала система названия улиц поселка: все улицы (кроме Малого Песчаного переулка, проходящего по его границе) носят фамилии русских художников — Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина, Венецианова.
Исторически ценные дома улицы М. Врубеля принадлежат авторству советских архитекторов И.Кондакову и Н. Марковникову.
Дома 1, 3, 5/10 построены в 1930 г. Кондаковым, имеют каркасно-засыпную и кирпичную застройку (д. 5/10). Внешний вид у первых двух домов частично изменен, у кирпичного дома и фасады, и внутренняя планировка полностью сохранены. Дома 1, 3 сегодня нежилые: заняты учреждениями, в последнем проживают две семьи. Дом 3 градостроительно организует начало поселка на углу улиц диагональным расположением на участке. Дом 5 имеет ступенчатый силуэт, зеркальную планировку квартир в двух уровнях с лестницами в интерьерах. Здание с хорошими пропорциями внутреннего пространства и оконных проемов. В садах этих домов можно наблюдать березы, тополь, клены, рябину, белую акацию, тую, голубые ели, каштаны.
Дома 7/13 и 9 также построены Кондаковым в 1928 и в 1931 гг. соответственно. Здания кирпичные, с полностью сохраненными внешним видом и внутренней планировкой. Фасад дома 7/13 с высокой остроконечной крышей и крыльцом в центре обогащен боковой террасой и балконом. Дом 9 имеет зеркальную планировку квартир в двух уровнях, ступенчатый силуэт. В интерьерах хорошие пропорции оконных проемов и переплетов. Дома 26/8, 27, 29/6 принадлежат авторству архитектора Марковникова. Они бревенчатые и построены в один год – 1926 Конструктив фасадов и интерьеров домов сохранен.
У дома 26/8 высокая снегосбрасывающая крыша, углубленное крыльцо на фасаде с эркером, в интерьере интересная осветленная лестница, ведущая на мансарду. В саду растет кедр «уникальный», березы, липы и декоративные кусты. В доме 27 гармоничное сочетание объемов, создающее ступенчатый силуэт; высокая кровля с фронтонами на разных уровнях, в интерьерах осветленная голландская двухмаршевая лестница в мансарду.
У дома 29/6 невысокая крыша с четырьмя скатами, фасад с открытым крыльцом в центре. Отличительная черта интерьера ‒ анфилада комнат. На доме установлена мемориальная доска скульптору А. П. Файдышу, который проживал и творил в доме. В 1940-х гг. к дому была пристроена мастерская скульптора.