Информация о здании
В начале XVIII в. все пространство между Кузнецким мостом и Петровскими линиями, спускаясь от Рождественки к Петровке, занимало владение графа И. Воронцова.
В начале XIX в. часть усадьбы между Неглинной и Петровкой поделили на 6 владений. Участок будущего Петровского пассажа занял тогда купец Суровцев, отказавший его в ведение московскому гражданскому губернатору.
Стоявшее на участке здание сдавалось внаем. Здесь обосновался книжный магазин и «Французская библиотека для чтения Рено», музыкальный магазин Брикера. Владельцы менялись, пока в середине 1870-х участок не купил московский купец И. Фирсанов. Его дочь Вера Ивановна, по мужу Ганецкая, – крупная домовладелица и меценат.
В 1900 г. она решила построить на новом участке грандиозный пассаж. Проект разработали архитекторы С. Калугин и Б. Фрейденберг. Сотрудничество Фрейденберга с мужем Фирсановой Ганецким сыграло с архитектором злую шутку. После строительства Сандунов Фрейденберг, поссорившись с хозяином, был вынужден уехать из Москвы. Строительство Пассажа было последней его работой, больше о нем никто не слышал.
Фирсановский пассаж строился с применением новых технологий, работы осуществлялись под руководством знаменитого инженера В. Шухова. По его проектам были сделаны широкие стеклянные полуцилиндрические своды, перекрывавшие галереи магазина.
Пассаж открылся в феврале 1906 г. 50 известных торговых фирм имели тут павильоны. С 1910 г. в подвале работал ресторан и кофейня «Бристоль».
После революции торговля в Пассаже была приостановлена. Помещения заняла постоянная промышленная выставка ВСНХ. Здесь же был открыт кинотеатр «Кино-Петровка» и фабрика по пошиву белья для Красной Армии. Тогда же пассаж получил имя Петровский, а в 1921 г. в рамках монументальной пропаганды, проводимой партией большевиков, его стену украсил барельеф «Рабочий» скульптора М. Манизера.
С переездом выставки ВСНХ на Крымский вал первый этаж снова отдали под торговые павильоны. В. Маяковский писал:
С восторгом бросив подсолнухи лузгать,
восторженно подняв бровки,
читает работница:
«Готовые блузки.
Последний крик Петровки».
В начале 1930-х несколько помещений второй линии занял трест Дирижаблестроя, где консультантом работал итальянский конструктор Умберто Нобиле.
В здании Пассажа проводились аукционы. Герои Ильфа и Петрова Бендер и Воробьянинов приходят сюда за стульями. Часть помещений занимали пролетарские клубы.
Во время Великой Отечественной войны Пассаж стал огромной коммуналкой, куда переселялись жители домов, разрушенных бомбежками. Расселить коммуналку удалось только к 1960-м гг. Тогда здание заняло торговое училище № 3.
Пассаж был реконструирован в конце 1980-х. Сейчас это снова один из модных и дорогих магазинов Москвы.