Павильон №61 Центросоюз

Павильон №61 Центросоюз

Мира просп., дом 119, строение 61
Сквозь деревья издалека виден позолоченный шпиль павильона «Центросоюз» высотой более 30 м. Он увенчан серпом и молотом в обрамлении венка, а в основании шпиля установлен металлический сноп.
star-icon
2.9
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Сталинский ампир
Годы постройки:
1954
Архитекторы:
Б.С. Виленский,Р.Р. Кликс
Назначение постройки
Павильон

Информация о здании

Сквозь деревья издалека виден позолоченный шпиль павильона «Центросоюз» высотой более 30 м. Он увенчан серпом и молотом в обрамлении венка, а в основании шпиля установлен металлический сноп. Центральный объем павильона, состоящий из трех ярусов арок-кокошников, открыто цитирует архитектуру русских храмов. Кокошник – декоративный элемент, который использовался для украшения церквей начиная с XVI в. и вплоть до современных стилизаций под древнее церковное зодчество.

На пилонах павильона установлена скульптурная пара – рабочий и колхозница. Как и большая часть скульптуры и лепнины на ВДНХ, эти фигуры отлиты из бетона и покрыты лицевым слоем белого цемента. Узорное заполнение кокошников выполнено из керамических деталей.

Скульптуры рабочего и колхозницы традиционно символизируют город и деревню. В данном случае смысл в том, что Центросоюз был учреждением, объединявшим так называемые общества потребительской кооперации. Их основной задачей была организация оптовой торговли между городом и деревней. В некотором смысле потребительская кооперация оставалась в СССР рыночным рудиментом периода НЭПа. Большевики тогда придерживались ленинской идеи о том, что отказ от мелких единоличных хозяйств и вовлечение крестьян в социалистическую экономику будут происходить через создание ими крупных производственных товариществ. Пропаганде кооперативных объединений была посвящена первая сельскохозяйственная выставка, которая прошла на территории современного парка Горького в 1923 г., то есть за несколько лет до появления первых колхозов.

Большую часть входного портала составляет стеклянная стена с накладной металлической решеткой из узорных литых деталей. По бокам от павильона расположены круглые бассейны, в центре которых находятся керамические шары-фонтаны. С течением времени эти шары пришли в ветхое состояние и долгие годы были закрыты деревянными щитами. К заднему фасаду павильона пристроен современный металлический ангар.

Одним из архитекторов павильона был Р. Р. Кликс – соавтор послевоенного генерального плана выставки, главный художник ВСХВ.

Под названием «Центросоюз» павильон просуществовал всего несколько лет. В 1959 г. здесь ненадолго разместилась часть экспозиции соседнего павильона «Атомная энергия в мирных целях». Затем долгое время здание не использовалось как выставочный павильон, его даже не указывали на схемах ВДНХ. В 2000-е гг. павильон по-прежнему оставался закрытым для публики, так как в нем располагался офис крупной компании ‒ производителя бытовой техники.

Автор статьи: Павел Нефедов
Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Горельеф "Знаменосцу мира - советскому народу слава!"
icon
ВДНХ, Центральный павильон (Главный)
ВДНХ, Павильон № 14
icon
Павильон Азербайджанской ССР относится к числу павильонов на левой стороне Центральной аллеи, которые в конце 1960-х годов подверглись «осовремениванию» при помощи навесных коробок-фасадов.
СВАО, Мира просп., дом 119, строение 14
ВДНХ, Павильон 13
icon
Здание было облицовано туфом и напоминало вырубленный в горах Армении храм.
СВАО, Мира просп., дом 119, строение 13
ВДНХ, Павильон «Кролиководство»
icon
Здесь можно увидеть «мадонн с кроликами».