ВДНХ, Павильон №51 "Мясная промышленность"

ВДНХ, Павильон №51 "Мясная промышленность"

Мира просп., дом 119, стр. 51
Самый большой из торговых павильонов ВСХВ был построен для пищевого продукта, который в СССР ценился выше всего, – мяса. Проектированием павильона занимался профильный институт Министерства мясной и молочной промышленности (архитекторы В. М. Лисицын и С. Г. Чернобай).
star-icon
3.1
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Сталинский ампир
Годы постройки:
1954
Архитекторы:
В.М. Лисицын,С.Г. Чернокай
Назначение постройки
Павильон

История

Самый большой из торговых павильонов ВСХВ был построен для пищевого продукта, который в СССР ценился выше всего, – мяса. Проектированием павильона занимался профильный институт Министерства мясной и молочной промышленности (архитекторы В. М. Лисицын и С. Г. Чернобай). Первоначально павильон назывался «Главмясо», в 1956 г. его изменили на «Мясную промышленность». С тех пор название павильона, размещенное на фасаде, остается неизменным. Вводный зал павильона представляет собой единое помещение во всю высоту здания, не разделенное на этажи, освещенное вертикальными окнами главного фасада и стеклянным куполом. Две парадные мраморные лестницы сразу настраивают посетителей на торжественный лад, создавая обстановку небольшого дворца. Главную стену украшает живописное панно, изображающее пейзаж с мирно пасущимися коровами на косогоре; впрочем, официальное название панно таково: «Крупный рогатый скот направляется на мясокомбинат». На стенах расположены керамические картины с видами крупнейших мясокомбинатов СССР. Также в залах второго этажа прекрасно сохранились фаянсовые панно с изображениями птиц, оленей, овец, свиней и быков, а также хрустальные люстры, зеркала, двери и мебель из орехового дерева. В одном из залов был даже установлен небольшой керамический фонтан, который также сохранился, за исключением украшавшей его группы поросят. Высокая степень сохранности интерьеров выгодно отличает «Мясную промышленность» от большинства павильонов ВДНХ, ведь в советское время внутреннее оформление павильонов легко уничтожалось вслед за изменениями в их тематике. На первом этаже павильона за большими стеклами работали два демонстрационных зала с автоматами по производству котлет, сосисок и сарделек (слева), а также пельменей и пирожков (справа). На втором этаже находились закусочно-дегустационный зал (справа) и магазин готовой продукции (слева). Павильон «Мясная промышленность» знаменит своей скульптурной группой на крыше, напоминающей о мифологическом подвиге Геракла – укрощении критского быка. Работник мясокомбината в спецодежде, немного откинувшись назад, придерживает на цепи громадного быка. Тот спокойно и пристально смотрит вниз, одна его нога приподнята, как будто он собирается спрыгнуть с карниза (скульптор Н. А. Конгисер). Силуэт быка прекрасно читается из запрудной части выставки. Именно этот ракурс вдохновил известного художника-концептуалиста А. Монастырского на его программный текст «ВДНХ – столица мира». Еще четыре головы быков расположены на фасаде павильона, являясь переходными элементами между колоннами и антаблементом. Эта композиция создана по образцу знаменитого памятника персидского искусства – капителей колонн Артаксеркса II в городе Сузы, которые изображают передние части быков с подогнутыми ногами. С задней стороны к двухэтажному павильону пристроена трехэтажная подсобно-производственная часть. В постсоветское время тут располагались различные офисы. В 1954 г. еще две скульптуры быков с огромными рогами стояли на невысоких постаментах по бокам от входа в павильон. Они украшали довоенный предшественник павильона, который тоже назывался «Главмясо» и стоял неподалеку. До наших дней эти скульптуры не сохранились, остались лишь постаменты.

Реставрация

В 2021 году в павильоне началась реставрация, чтобы вернуть зданию первоначальный вид. Расчищена терразитовая штукатурка. Благодаря слюде, которая входит в состав терразита, фасады вновь засияли на солнце.

Специалисты восстановили большие витражные окна с металлическим декором: каждый витраж усыпан десятками звезд. Отреставрировали металлические буквы на главном фасаде, решетки под окнами первого этажа. Деревянные двери воссоздали из дуба по архивным фотографиям и чертежам. На дверях парадного входа вновь появились лавровые листья, ленты и вазоны.

В ходе работ специалисты обнаружили на стенах зала первого этажа искусственный мрамор. Его расчистили от слоя штукатурки и восстановили. Отреставрировали сильно поврежденную керамическую плитку. На втором этаже восстановили керамические панно, украшенные картушами с изображениями быков, а также керамические картины, созданные художником Вадимом Трофимовым. В одном из залов по историческим фотографиям восстановили скульптурную композицию фонтана с пятью поросятами. Первозданный вид вернули обрамлению порталов и полу павильона, выложенному метлахской плиткой.

Отреставрировали украшенный лепными деталями стеклянный купол, через который освещается Вводный зал павильона.

Отреставрирована скульптура «Боец с быком», установленная на главном фасаде. А перед ним по сохранившимся чертежам и изображениям воссозданы отдельностоящие скульптуры быков.

По результатам ремонтно-реставрационных работ павильон "Мясная промышленность" стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация".

Автор статьи: Павел Нефедов
Распечатать статью

Интересное рядом (3)

ВДНХ, Павильон 13
icon
Здание было облицовано туфом и напоминало вырубленный в горах Армении храм.
СВАО, Мира просп., дом 119, строение 13
Фонтан Каменный цветок
icon
Украшение центральной площади ВДНХ, фонтан «Каменный цветок» создан в 1953-1954 гг. Это самый большой фонтан выставки, расположенный на ее главной планировочной оси. Авторами фонтана являются архитектор К.Т.Топуридзе и скульптор П.И.Добрынин.
Просп. Мира, 119, стр. 448
star-icon
3.3