Информация о здании
Появлению в 1930 году одного из самых известных памятников советской архитектуры предшествовало возведение двух его деревянных предшественников.
Первое было наспех возведено в конце января 1924 года спустя несколько дней после смерти Ленина в виде ступенчатого куба с двумя вестибюлями. Ограничение по срокам не дало осуществить проект полностью: построен был лишь постамент.
Практически сразу А.Щусев начал работать над новым вариантом, где композиционным центром усыпальницы становится трибуна. Так, к маю 1924 года появился второй деревянный мавзолей: ступенчатая, венчавшаяся портиком с колоннадой упрощенного ордера. Щусев использовал композиционные приемы и формы классического ордера. Однако в период проектирования каменного варианта Алексей Викторович в творческом плане пересмотрел свои позиции. В итоговом варианте мавзолей создан в эстетике авангарда с элементами ар-деко.
При подготовке каменного варианта мавзолея на различных стадиях проектных работ принимали участие помощники А. Щусева И. Француз, Г. Яковлев и др.
Каркас мавзолея сооружен из железобетона с кирпичным заполнением и облицован гранитом, в отделке также использованы мрамор, порфир и лабрадор из различных месторождений СССР. Лаконичная надпись «ЛЕНИН» близка выразительной простоте первых советских лозунгов.
Гармония пропорций и лаконичность форм многоярусного ступенчатого объема в сочетании с декоративностью облицовки создали монументальное и выразительное произведение архитектуры, придавшие мавзолею символичность памятника революционной эпохи.
Внутри здания находятся вестибюль, лестницы и траурный зал, оформленные художником И. И. Нивинским. В первом варианте траурный зал был задрапирован красной и чёрной материей: гладкое красное поле стены со строгим ритмом черных пилястр. В окончательном варианте ткань красных стен была заменена на ленту стилизованных знамен из смальты-пурпурина, инкрустированный в серый лабрадор. Пилястры из материи стали красным порфиром, оттененными полосами черного полированного лабрадора.
В разное время над проектом саркофага работали К.Мельников, А.Щусев, Н.Томский.
В 2013 году были проведена реконструкция мавзолея, в частности был укреплен фундамент. Внешний облик и интерьеры не подверглись каким-либо изменениям.
В настоящее время мавзолей находится в ведении ФСО РФ, открыт для посещения.
Единственное здание стиля авангард, имеющее федеральный статус памятника культурного наследия (Следует уточнить в ДКН, действительно ли единственное).
Первое было наспех возведено в конце января 1924 года спустя несколько дней после смерти Ленина в виде ступенчатого куба с двумя вестибюлями. Ограничение по срокам не дало осуществить проект полностью: построен был лишь постамент.
Практически сразу А.Щусев начал работать над новым вариантом, где композиционным центром усыпальницы становится трибуна. Так, к маю 1924 года появился второй деревянный мавзолей: ступенчатая, венчавшаяся портиком с колоннадой упрощенного ордера. Щусев использовал композиционные приемы и формы классического ордера. Однако в период проектирования каменного варианта Алексей Викторович в творческом плане пересмотрел свои позиции. В итоговом варианте мавзолей создан в эстетике авангарда с элементами ар-деко.
При подготовке каменного варианта мавзолея на различных стадиях проектных работ принимали участие помощники А. Щусева И. Француз, Г. Яковлев и др.
Каркас мавзолея сооружен из железобетона с кирпичным заполнением и облицован гранитом, в отделке также использованы мрамор, порфир и лабрадор из различных месторождений СССР. Лаконичная надпись «ЛЕНИН» близка выразительной простоте первых советских лозунгов.
Гармония пропорций и лаконичность форм многоярусного ступенчатого объема в сочетании с декоративностью облицовки создали монументальное и выразительное произведение архитектуры, придавшие мавзолею символичность памятника революционной эпохи.
Внутри здания находятся вестибюль, лестницы и траурный зал, оформленные художником И. И. Нивинским. В первом варианте траурный зал был задрапирован красной и чёрной материей: гладкое красное поле стены со строгим ритмом черных пилястр. В окончательном варианте ткань красных стен была заменена на ленту стилизованных знамен из смальты-пурпурина, инкрустированный в серый лабрадор. Пилястры из материи стали красным порфиром, оттененными полосами черного полированного лабрадора.
В разное время над проектом саркофага работали К.Мельников, А.Щусев, Н.Томский.
В 2013 году были проведена реконструкция мавзолея, в частности был укреплен фундамент. Внешний облик и интерьеры не подверглись каким-либо изменениям.
В настоящее время мавзолей находится в ведении ФСО РФ, открыт для посещения.
Единственное здание стиля авангард, имеющее федеральный статус памятника культурного наследия (Следует уточнить в ДКН, действительно ли единственное).