Информация о здании
Палаты в Голутвинском переулке – памятник, изучение истории которого может уточнить историю малоизвестного района Москвы - Голутвинской слободы в западной части Замоскворечья между руслом р. Москвы и трассой Большой Якиманки – начала дороги на Калугу.
По относительно скромным декоративным деталям палаты в Голутвинском переулке – оригинальный пример московского строительства, в котором начали проявляться элементы северо-европейского классицизма, окна палат имеют обрамление в виде довольно строгих наличников, традиционные для фасадов московских палат полуколонки заменены наличниками с филенками. Эта строгость фасадов, а также некоторые особенности истории района расположения палат позволяют высказать некоторые предположения об особенностях их создания.
Ранний период истории Голутвинской слободы изучен гораздо меньше, чем история Кадашей или улиц Пятницкой и Большой Ордынки. Предполагается, что название слободы произошло от забытого слова «голутва», по «Словарю» В.И.Даля обозначающему «вырубку», то есть расчистку части леса.
Голутвинская слобода впервые упоминается в Духовной грамоте великого князя Ивана III 1504 г. Центром слободы было подворье Коломенского Голутвина монастыря, от которого сохранился храм Св. Николая Угодника.
О существенной особенности ранней истории описываемой территории может свидетельствовать один из сохранившихся памятников южной части западного Замоскворечья – храм Св. Марона «в Панях» (Большая Якиманка, д. 32). Проповедовавший в Сирии Св. Марон был популярен в Римско-католической христианской церкви. Это связывает историю района с интересной особенностью раннего периода Замоскворечья, которое первоначально заселяли иноверцы. Восточное Замоскворечье заселяли мусульмане (Турецкие слободы). Центральную часть Замоскворечья заняли Толмачи – район переводчиков. По-видимому, западное Замоскворечье первоначально было местом расселения выходцев из католической Европы. На это же указывает определение храма Св. Марона, фиксирующее «панский» состав его первоначального прихода. Остатки старейшего в Москва католического кладбища были обнаружены при реставрации и археологическом обследовании территории Даниловского монастыря и его кладбища (метро «Тульская»).
По-видимому, первоначально Голутвинской слободе придавалось достаточно важное значение. В переписях Москвы XVII в. упоминается Большая Голутвинская улица, трасса шла параллельно Большой Якиманке (современный 1-й Голутвинский переулок, переходящий в Мароновский переулок), но в целом западное Замоскворечье отличалось заболоченностью и слабой заселенностью. На месте нынешнего Парка искусств располагался Крымский двор послов Нагайской татарской орды, давший название набережной р. Москвы и соседнего моста, выбор места которого был определен тем, что большую соседнюю территорию к северу занимали луга.
Возможно, относительная слабая заселенность западного Замоскворечья чуть ли не до Отечественной войны 1812 г. определило появление в этом районе в 1824 г. боровских старообрядцев Рябушинских и вслед за ними Третьяковых, с чего начинается промышленное освоение района.
Художественные особенности палат предполагают их создание в период первой половины XVIII в., а специфика развития района и архитектурное решение палат позволяют предположить, что это – еще один, причем очень ранний памятник старообрядческой Москвы, поскольку одной из особенностей старообрядцев XVIII в. стало то, что именно эта наиболее активная и инициативная часть населения России стала одним из главных участников русско-европейской торговли этого времени.
В феврале 2018 г. Департаментом культурного наследия города Москвы был составлен паспорт объекта культурного наследия «1-й Голутвинский пер., д. 4. Палаты, XVII в.».
По данному объекту культурного наследия утверждено Охранное обязательство, оформленное Департаментом культурного наследия, приказ Департамента от 17.04.2018 № 303