Палаты, XVII в. Первая половина XVIII в. (?)

Палаты, XVII в. Первая половина XVIII в. (?)

ЦАО, Голутвинский 1-й пер., дом 4
Полянка
Палаты в Голутвинском переулке – памятник, изучение истории которого может уточнить историю малоизвестного района Москвы - Голутвинской слободы в западной части Замоскворечья между руслом р. Москвы и трассой Большой Якиманки – начала дороги на Калугу.
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Эклектика
Годы постройки:
XVII в.
Назначение постройки
Палаты

Информация о здании

Палаты в Голутвинском переулке – памятник, изучение истории которого может уточнить историю малоизвестного района Москвы - Голутвинской слободы в западной части Замоскворечья между руслом р. Москвы и трассой Большой Якиманки – начала дороги на Калугу. По относительно скромным декоративным деталям палаты в Голутвинском переулке – оригинальный пример московского строительства, в котором начали проявляться элементы северо-европейского классицизма, окна палат имеют обрамление в виде довольно строгих наличников, традиционные для фасадов московских палат полуколонки заменены наличниками с филенками. Эта строгость фасадов, а также некоторые особенности истории района расположения палат позволяют высказать некоторые предположения об особенностях их создания. Ранний период истории Голутвинской слободы изучен гораздо меньше, чем история Кадашей или улиц Пятницкой и Большой Ордынки. Предполагается, что название слободы произошло от забытого слова «голутва», по «Словарю» В.И.Даля обозначающему «вырубку», то есть расчистку части леса. Голутвинская слобода впервые упоминается в Духовной грамоте великого князя Ивана III 1504 г. Центром слободы было подворье Коломенского Голутвина монастыря, от которого сохранился храм Св. Николая Угодника. О существенной особенности ранней истории описываемой территории может свидетельствовать один из сохранившихся памятников южной части западного Замоскворечья – храм Св. Марона «в Панях» (Большая Якиманка, д. 32). Проповедовавший в Сирии Св. Марон был популярен в Римско-католической христианской церкви. Это связывает историю района с интересной особенностью раннего периода Замоскворечья, которое первоначально заселяли иноверцы. Восточное Замоскворечье заселяли мусульмане (Турецкие слободы). Центральную часть Замоскворечья заняли Толмачи – район переводчиков. По-видимому, западное Замоскворечье первоначально было местом расселения выходцев из католической Европы. На это же указывает определение храма Св. Марона, фиксирующее «панский» состав его первоначального прихода. Остатки старейшего в Москва католического кладбища были обнаружены при реставрации и археологическом обследовании территории Даниловского монастыря и его кладбища (метро «Тульская»). По-видимому, первоначально Голутвинской слободе придавалось достаточно важное значение. В переписях Москвы XVII в. упоминается Большая Голутвинская улица, трасса шла параллельно Большой Якиманке (современный 1-й Голутвинский переулок, переходящий в Мароновский переулок), но в целом западное Замоскворечье отличалось заболоченностью и слабой заселенностью. На месте нынешнего Парка искусств располагался Крымский двор послов Нагайской татарской орды, давший название набережной р. Москвы и соседнего моста, выбор места которого был определен тем, что большую соседнюю территорию к северу занимали луга. Возможно, относительная слабая заселенность западного Замоскворечья чуть ли не до Отечественной войны 1812 г. определило появление в этом районе в 1824 г. боровских старообрядцев Рябушинских и вслед за ними Третьяковых, с чего начинается промышленное освоение района. Художественные особенности палат предполагают их создание в период первой половины XVIII в., а специфика развития района и архитектурное решение палат позволяют предположить, что это – еще один, причем очень ранний памятник старообрядческой Москвы, поскольку одной из особенностей старообрядцев XVIII в. стало то, что именно эта наиболее активная и инициативная часть населения России стала одним из главных участников русско-европейской торговли этого времени. В феврале 2018 г. Департаментом культурного наследия города Москвы был составлен паспорт объекта культурного наследия «1-й Голутвинский пер., д. 4. Палаты, XVII в.». По данному объекту культурного наследия утверждено Охранное обязательство, оформленное Департаментом культурного наследия, приказ Департамента от 17.04.2018 № 303
Автор статьи: Сергей Сергеев
Распечатать статью

Интересное рядом (10)

Большая Ордынка
icon
Здесь проходила дорога в Золотую Орду.
ул. Большая Ордынка
star-icon
2.5
Инженерный корпус
icon
г. Москва, Лаврушинский пер., д. 12
Третьяковская
Репин И. Е.
icon
Болотная наб. (сквер)
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Палаты Титовых
icon
Исследователи считают здание образцом стиля, переходного от лапидарной средневековой архитектуры к «узорочью» второй половины XVII столетия.
ЦАО, Лаврушинский пер., дом 17, строение 1
Третьяковская
audioGuideОткрыть аудиогид
Музей восстания машин
icon
Москва, Берсеневский переулок д. 2 стр. 1
Димитров Г. М.
icon
Якиманский пр-д (сквер)
Полянка
Памятник сотрудникам Голутвинской мануфактуры
icon
Голутвинский 3-й пер., 8/10, стр. 5
Полянка
Жилой дом усадьбы Н.Г.Григорьева
icon
Этот дом построен в 1880-е годы в усадьбе предпринимателя Николая Григорьева, который считается местночтимым святым – новомучеником-исповедником в Ярославской области.
Кадашевский 1-й пер., дом 10, строение 1
Третьяковская
audioGuideОткрыть аудиогид
Второе Московское городское казенное училище
icon

Здание Детской музыкальной школы имени Р.М.Глиэра – яркий пример учебного казенного здания начала ХХ в.. Построено по решению Московского учебного округа для 2-го Московского городского казенного училища по проекту архитектора А.А.Никифорова. В настоящее время дом сохраняет первоначальную учебную функцию.

Якиманка Б. ул., дом 29
Полянка
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид
Дзержинский Ф. Э.
icon
Крымский Вал ул., вл. 2
star-icon
3.3