История появления, Описание
Истинное чудо московского краеведения – древние палаты в Шубине, пока более известные как ресторан «Арагви». Огромный сталинский дом, один из парадных элементов безжалостного Генплана-35, скрывал в своих недрах роскошный дворец времен Алексея Михайловича Романова.
На самом деле специалисты знали о том, что восточное крыло дома № 6 по Тверской улице возведено с использованием стен гостиницы «Дрезден» (в недрах занимающего основную часть здания Главмосстроя сохраняется старорежимный вестибюль с атлантами). А гостиница, в свою очередь, построена на основе жилого дома XVIII века. Вот, собственно, и все, что было известно до 2004 года.
В 2004 году ресторан «Арагви», находящийся в этом доме, закрылся на ремонт. Архитектор, ведавший переоборудованием ресторана, обратил внимание на явную дремучесть белокаменных сводов подвала. Найти их можно следующим образом: вход в здание с Тверской площади, справа от Юрия Долгорукого. Почти квадратный в плане объем палат располагается внутри нынешнего здания (на расстоянии нескольких метров от выходящего на площадь фасада). Снаружи его можно увидеть, только заглянув с Тверской улицы в первую (от площади) подворотню дома № 6. Гладкая, оштукатуренная стена с тремя простыми окнами — это и есть палаты в Шубине, их первый этаж. А ниже уровня земли скрывается могучий подвал-подклет памятника. Удивительно основательные стены, тяжелые белокаменные своды, вековая древность, которую сразу чувствуют не только специалисты, но и люди, к архитектуре ни малейшего отношения не имеющие.
По справочной информации, палаты, составляющие основу дома № 6, были построены в приходе церкви Косьмы и Дамиана в Шубине, древней вотчине боярина Иакинфа Шубы, полководца князя Дмитрия Донского. Кто владел этим участком в XVII веке, пока неизвестно, но это человек, построивший себе настоящий дворец. В процессе натурных изысканий постепенно прояснились структура и долгая строительная история здания. В основе хитрого хоровода разновременных пристроек скрывается так называемая «сложная тройня», то есть сени с тремя залами по обе их стороны. Таким образом, обычные сени здесь превращаются в длинный коридор, разделенный на переднюю и заднюю половины. Наиболее известные постройки этого типа – палаты Симона Ушакова и Аверкия Кириллова — имеют только по две комнаты с каждой стороны. Часть стен подклетного, нижнего, яруса выложена из белого камня. Вскоре после постройки помещения этого этажа были углублены вниз, очевидно, для создания ледников, и устроена широкая каменная лестница (не сохранилась).
Верхний, парадный этаж сложен из большемерного кирпича, клейменного орлами и единорогами (именно они позволяют датировать памятник серединой XVII века). Половина помещений этажа сохранила высокие своды с распалубками, обнаружены остатки богатых кирпичных обрамлений окон и порталов, в том числе и в интерьере палат. В закладках старых проемов было много тесаного фигурного кирпича, оставшегося от разобранных частей здания.
В стенах «тронного зала» множество ниш-печур (небольшие ниши на внутренней поверхности стены, игравшие роль встроенного шкафчика для хранения мелкой утвари), включая одну горизонтальную, богато оформленную, словно устроенную для хранения какой-то отдельной реликвии. Вдоль оконных откосов тянутся валики кирпичных обрамлений — для XVII века большая роскошь. В центре свода — розетка, выложенная рядами концентрических окружностей. На восточной и северной стенах палаты обнаружены два богатых портала. Один из них образован квадратными ширинками, внутри находятся резные вставки — кресты и восьмиконечная звезда. Над верхними ширинками проходит ряд арочных нишек, в них живописные ромашки (пока неизвестно, каков был их первоначальный цвет, но сейчас они выглядят черными). В прямоугольном поле вокруг арки проема также живопись: растительный орнамент простого рисунка. Не Васнецов и не Билибин, а живая история: желтые и зеленые дворовые лопухи. Подобные фрагменты живописного убранства жилого интерьера допетровского времени имеются в Потешном дворце, а среди слободских памятников Москвы это первая такая находка.
На самом деле специалисты знали о том, что восточное крыло дома № 6 по Тверской улице возведено с использованием стен гостиницы «Дрезден» (в недрах занимающего основную часть здания Главмосстроя сохраняется старорежимный вестибюль с атлантами). А гостиница, в свою очередь, построена на основе жилого дома XVIII века. Вот, собственно, и все, что было известно до 2004 года.
В 2004 году ресторан «Арагви», находящийся в этом доме, закрылся на ремонт. Архитектор, ведавший переоборудованием ресторана, обратил внимание на явную дремучесть белокаменных сводов подвала. Найти их можно следующим образом: вход в здание с Тверской площади, справа от Юрия Долгорукого. Почти квадратный в плане объем палат располагается внутри нынешнего здания (на расстоянии нескольких метров от выходящего на площадь фасада). Снаружи его можно увидеть, только заглянув с Тверской улицы в первую (от площади) подворотню дома № 6. Гладкая, оштукатуренная стена с тремя простыми окнами — это и есть палаты в Шубине, их первый этаж. А ниже уровня земли скрывается могучий подвал-подклет памятника. Удивительно основательные стены, тяжелые белокаменные своды, вековая древность, которую сразу чувствуют не только специалисты, но и люди, к архитектуре ни малейшего отношения не имеющие.
По справочной информации, палаты, составляющие основу дома № 6, были построены в приходе церкви Косьмы и Дамиана в Шубине, древней вотчине боярина Иакинфа Шубы, полководца князя Дмитрия Донского. Кто владел этим участком в XVII веке, пока неизвестно, но это человек, построивший себе настоящий дворец. В процессе натурных изысканий постепенно прояснились структура и долгая строительная история здания. В основе хитрого хоровода разновременных пристроек скрывается так называемая «сложная тройня», то есть сени с тремя залами по обе их стороны. Таким образом, обычные сени здесь превращаются в длинный коридор, разделенный на переднюю и заднюю половины. Наиболее известные постройки этого типа – палаты Симона Ушакова и Аверкия Кириллова — имеют только по две комнаты с каждой стороны. Часть стен подклетного, нижнего, яруса выложена из белого камня. Вскоре после постройки помещения этого этажа были углублены вниз, очевидно, для создания ледников, и устроена широкая каменная лестница (не сохранилась).
Верхний, парадный этаж сложен из большемерного кирпича, клейменного орлами и единорогами (именно они позволяют датировать памятник серединой XVII века). Половина помещений этажа сохранила высокие своды с распалубками, обнаружены остатки богатых кирпичных обрамлений окон и порталов, в том числе и в интерьере палат. В закладках старых проемов было много тесаного фигурного кирпича, оставшегося от разобранных частей здания.
В стенах «тронного зала» множество ниш-печур (небольшие ниши на внутренней поверхности стены, игравшие роль встроенного шкафчика для хранения мелкой утвари), включая одну горизонтальную, богато оформленную, словно устроенную для хранения какой-то отдельной реликвии. Вдоль оконных откосов тянутся валики кирпичных обрамлений — для XVII века большая роскошь. В центре свода — розетка, выложенная рядами концентрических окружностей. На восточной и северной стенах палаты обнаружены два богатых портала. Один из них образован квадратными ширинками, внутри находятся резные вставки — кресты и восьмиконечная звезда. Над верхними ширинками проходит ряд арочных нишек, в них живописные ромашки (пока неизвестно, каков был их первоначальный цвет, но сейчас они выглядят черными). В прямоугольном поле вокруг арки проема также живопись: растительный орнамент простого рисунка. Не Васнецов и не Билибин, а живая история: желтые и зеленые дворовые лопухи. Подобные фрагменты живописного убранства жилого интерьера допетровского времени имеются в Потешном дворце, а среди слободских памятников Москвы это первая такая находка.