Особняк Н.К.Боля - К.А.Гутхейля

Особняк Н.К.Боля - К.А.Гутхейля

ЦАО, Денежный пер., дом 13, строение 1
Одно время дом принадлежал купцу Н.К. Болю, а позже перешел во владение потомственного гражданина Карла Александровича Гутхейля, который жил здесь в конце XIX – начале ХХ веков.
star-icon
3.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Архитектурный стиль:
Эклектика
Годы постройки:
XIX в.
Архитекторы:
В.П. Гаврилов
Назначение постройки
Особняк

Информация о здании

Деревянный особняк в Денежном переулке был построен после пожара Москвы 1812 года, свой нынешний облик приобрел после перестройки 1880-х годов, выполненной архитектором Владимиром Павловичем Гавриловым.

Одно время дом принадлежал купцу Н.К. Болю, а позже перешел во владение потомственного гражданина Карла Александровича Гутхейля, который жил здесь в конце XIX – начале ХХ веков.

К.А. Гутхейль, обрусевший немец, унаследовал от отца музыкально-издательскую фирму, которая занималась изданием нот и партитур, имела собственный магазин и даже одно время выпускала ежемесячный «Музыкальный журнал». Под его руководством «Издательство А. Гутхейля» стало одним из крупнейших в дореволюционной России. Оно специализировалось на выпуске сочинений как европейских, так и русских композиторов – Верстовского, Дагомыжского, Глинки, Балакирева и других. В 1915 году, вскоре после начала войны с Германией и последовавших гонений и немецких погромов, Гутхейль был вынужден продать свою фирму и магазин Сергею Кусевицкому и его «Российскому музыкальному издательству». Некоторое время спустя он покинул Россию и уехал в Европу.

Гутхейль был первым издателем произведений Сергея Васильевича Рахманинова – он заинтересовался талантливым выпускником Московской консерватории и предложил издать его оперу «Алеко» - дипломную работу молодого композитора.

С Рахманиновым издателя связывали долгие годы дружбы и сотрудничества, композитор часто бывал в его особняке в Денежном переулке.

Гутхейль также много занимался благотворительностью, был одним из участников (вместе с К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко и С.Т. Морозовым) «Товарищества для учреждения общедоступного театра в Москве» - будущего Московского Художественного театра.

После 1917 года бывший особняк Гутхейля был национализирован и передан под различные административные учреждения.


Перестройка и реставрация

В ходе недавней реставрации были укреплены все несущие конструкции здания, фасадам возвращены первоначальное цветовое решение и архитектурно-художественное оформление, в том числе фигурные аттики с картушами и венчающий карниз. Реставраторы также отчистили интерьеры от позднейших напластований гипсокартона. Восстановлены пространственно-планировочная структура здания, входной деревянный тамбур и декоративное убранство интерьеров. В 2017 году особняк Н.К. Боля - К.А. Гутхейля стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинациях "Лучший проект реставрации/приспособления", "Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ" и "Высокое качество ремонтно-реставрационных работ".
Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Хамовники
icon

Некогда отдалённая от столицы ткацкая слобода с XVIII века стала местом строительства роскошных усадеб московской аристократии, а затем и купеческих особняков в стиле модерн.

Музей священника Павла Флоренского
icon
В музее экспонируются материалы, связанные с кинорежиссёром Андреем Тарковским, Павлом Флоренским, а также историей края и села.
Лосев Алексей Федорович
icon
философ и религиозный мыслитель
star-icon
3.4
Арбат
icon
Формирование городской застройки в этом районе, по-видимому, началось в последние годы правления великого князя Ивана III.
Морозов Савва Тимофеевич
icon
текстильный фабрикант, мануфактур-советник
star-icon
4