Информация о здании
Здание особняка было построено в 1876 г. по заказу жены потомственного почетного гражданина Анны Васильевны Лопатиной. Автором проекта стал известный московский архитектор А.С.Каминский. Первоначально дом был двухэтажным, с подвалом и высоким чердачным помещением.
В 1928 г. в здании размещалось общежитие старых большевиков. В это время для увеличения жилых площадей дома было решено надстроить его третьим этажом. Автором проекта был архитектор Г.Суханов. В этом виде здание находится по сей день. Уникальны выполненные в псевдорусском стиле фасады, они имеют шатровое завершение кровли, расположение которого соответствует слегка выступающим ризалитам главного и дворового фасадов. Гладкая плоскость стены главного фасада облицована керамической плиткой, составляющей цветом геометрический ромбовидный рисунок. Горизонтальное членение состоит из ряда оконных проемов. На первом этаже окна имеют полуциркульное завершение и обрамлены архивольтами, объединенными широкой лентой фриза. Окна второго этажа декорированы псевдорусскими наличниками. В восточной части фасада расположен портал главного входа. Углы дома и ризалита фланкированы колонками. В оформлении фасада широко использованы декоративные керамические вставки. Примечательно, что при надстройке третьего этажа архитектор Суханов выполнил проект декоративного оформления фасадов в стилевом соответствии с историческим художественным решением. Окна третьего этажа объединены сплошным рядом кокошников. Активно использована изразцовая плитка и такие декоративные элементы, как полуколонки с гирьками, поребрик и пр.
Внутренняя планировка и декоративное оформление интерьеров отличаются нехарактерной для особняка второй половины XIX в. планировкой. Подвал построен на мощных кирпичных сводах, расположение комнат первого и второго этажей абсолютно симметрично. Некоторые краеведы объясняют это функциональным предназначением дома. Хозяйка дома занималась поставкой изысканных морепродуктов для роскошных московских ресторанов, и в подвале был устроен ледник для их хранения. На первом этаже размещалась контора, а второй этаж использовался под жилые помещения. Надо сказать, что планировочная структура дома неоднократно менялась. В начале 1920-х гг. ее приспосабливали под небольшие жилые помещения Общества старых большевиков. Затем при надстройке дома третьим этажом в 1928 г. была устроена новая лестница в каменных стенах. В это же время менялись перекрытия на несгораемые.
После передачи дома для размещения посольства Бразилии временные внутренние перегородки 1920-х гг. были разобраны. С некоторыми изменениями была воссоздана историческая планировка, но дополнительно был устроен лифт, в личных апартаментах на втором этаже было сделано несколько внутренних перегородок, не искажающих исторической композиции. В настоящее время в здании сохранились цилиндрические и парусные своды подвала, цилиндрический свод с распалубками в музыкальной гостиной, парадная анфилада на первом этаже. Сохранились дверные и оконные заполнения с металлической фурнитурой конца XVIII ‒ начала XIX в. Представляют интерес металлические вентиляционные решетки того же времени.
Самым оригинальным элементом интерьеров особняка являются редкие обои обеденного зала, изготовленные по заказу на французской фабрике Zuber по технологиям XIX века. Обои созданы по мотивам гравюр баварского художника Йоганна Морица Ругендаса с частичными изменениями in loco, выполненными российским художником Иваном Евгеньевичем Алферовым. Ругендас принимал участие в первой русской научной экспедиции Г.И.Лангсдорфа, генерального консула России в Рио-де-Жанейро, во внутренние районы Бразилии в 1820-е годы.
В 1928 г. в здании размещалось общежитие старых большевиков. В это время для увеличения жилых площадей дома было решено надстроить его третьим этажом. Автором проекта был архитектор Г.Суханов. В этом виде здание находится по сей день. Уникальны выполненные в псевдорусском стиле фасады, они имеют шатровое завершение кровли, расположение которого соответствует слегка выступающим ризалитам главного и дворового фасадов. Гладкая плоскость стены главного фасада облицована керамической плиткой, составляющей цветом геометрический ромбовидный рисунок. Горизонтальное членение состоит из ряда оконных проемов. На первом этаже окна имеют полуциркульное завершение и обрамлены архивольтами, объединенными широкой лентой фриза. Окна второго этажа декорированы псевдорусскими наличниками. В восточной части фасада расположен портал главного входа. Углы дома и ризалита фланкированы колонками. В оформлении фасада широко использованы декоративные керамические вставки. Примечательно, что при надстройке третьего этажа архитектор Суханов выполнил проект декоративного оформления фасадов в стилевом соответствии с историческим художественным решением. Окна третьего этажа объединены сплошным рядом кокошников. Активно использована изразцовая плитка и такие декоративные элементы, как полуколонки с гирьками, поребрик и пр.
Внутренняя планировка и декоративное оформление интерьеров отличаются нехарактерной для особняка второй половины XIX в. планировкой. Подвал построен на мощных кирпичных сводах, расположение комнат первого и второго этажей абсолютно симметрично. Некоторые краеведы объясняют это функциональным предназначением дома. Хозяйка дома занималась поставкой изысканных морепродуктов для роскошных московских ресторанов, и в подвале был устроен ледник для их хранения. На первом этаже размещалась контора, а второй этаж использовался под жилые помещения. Надо сказать, что планировочная структура дома неоднократно менялась. В начале 1920-х гг. ее приспосабливали под небольшие жилые помещения Общества старых большевиков. Затем при надстройке дома третьим этажом в 1928 г. была устроена новая лестница в каменных стенах. В это же время менялись перекрытия на несгораемые.
После передачи дома для размещения посольства Бразилии временные внутренние перегородки 1920-х гг. были разобраны. С некоторыми изменениями была воссоздана историческая планировка, но дополнительно был устроен лифт, в личных апартаментах на втором этаже было сделано несколько внутренних перегородок, не искажающих исторической композиции. В настоящее время в здании сохранились цилиндрические и парусные своды подвала, цилиндрический свод с распалубками в музыкальной гостиной, парадная анфилада на первом этаже. Сохранились дверные и оконные заполнения с металлической фурнитурой конца XVIII ‒ начала XIX в. Представляют интерес металлические вентиляционные решетки того же времени.
Самым оригинальным элементом интерьеров особняка являются редкие обои обеденного зала, изготовленные по заказу на французской фабрике Zuber по технологиям XIX века. Обои созданы по мотивам гравюр баварского художника Йоганна Морица Ругендаса с частичными изменениями in loco, выполненными российским художником Иваном Евгеньевичем Алферовым. Ругендас принимал участие в первой русской научной экспедиции Г.И.Лангсдорфа, генерального консула России в Рио-де-Жанейро, во внутренние районы Бразилии в 1820-е годы.
Отзывы