Особняк Лопатиной

Особняк Лопатиной

ЦАО, Никитская Б. ул., дом 54, строение 1
Особняк построен в 1876 году по заказу жены потомственного почетного гражданина А.В.Лопатиной. Автор проекта - известный московский архитектор А.С.Каминский.
star-icon
3.1
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Псевдорусский стиль
Годы постройки:
1876
Архитекторы:
А.С. Каминский
Назначение постройки
Закрытые места столицы, Городская усадьба

Виртуальный тур

Информация о здании

Здание особняка было построено в 1876 г. по заказу жены потомственного почетного гражданина Анны Васильевны Лопатиной. Автором проекта стал известный московский архитектор А.С.Каминский. Первоначально дом был двухэтажным, с подвалом и высоким чердачным помещением.

В 1928 г. в здании размещалось общежитие старых большевиков. В это время для увеличения жилых площадей дома было решено надстроить его третьим этажом. Автором проекта был архитектор Г.Суханов. В этом виде здание находится по сей день. Уникальны выполненные в псевдорусском стиле фасады, они имеют шатровое завершение кровли, расположение которого соответствует слегка выступающим ризалитам главного и дворового фасадов. Гладкая плоскость стены главного фасада облицована керамической плиткой, составляющей цветом геометрический ромбовидный рисунок. Горизонтальное членение состоит из ряда оконных проемов. На первом этаже окна имеют полуциркульное завершение и обрамлены архивольтами, объединенными широкой лентой фриза. Окна второго этажа декорированы псевдорусскими наличниками. В восточной части фасада расположен портал главного входа. Углы дома и ризалита фланкированы колонками. В оформлении фасада широко использованы декоративные керамические вставки. Примечательно, что при надстройке третьего этажа архитектор Суханов выполнил проект декоративного оформления фасадов в стилевом соответствии с историческим художественным решением. Окна третьего этажа объединены сплошным рядом кокошников. Активно использована изразцовая плитка и такие декоративные элементы, как полуколонки с гирьками, поребрик и пр. 

Внутренняя планировка и декоративное оформление интерьеров отличаются нехарактерной для особняка второй половины XIX в. планировкой. Подвал построен на мощных кирпичных сводах, расположение комнат первого и второго этажей абсолютно симметрично. Некоторые краеведы объясняют это функциональным предназначением дома. Хозяйка дома занималась поставкой изысканных морепродуктов для роскошных московских ресторанов, и в подвале был устроен ледник для их хранения. На первом этаже размещалась контора, а второй этаж использовался под жилые помещения. Надо сказать, что планировочная структура дома неоднократно менялась. В начале 1920-х гг. ее приспосабливали под небольшие жилые помещения Общества старых большевиков. Затем при надстройке дома третьим этажом в 1928 г. была устроена новая лестница в каменных стенах. В это же время менялись перекрытия на несгораемые.

После передачи дома для размещения посольства Бразилии временные внутренние перегородки 1920-х гг. были разобраны. С некоторыми изменениями была воссоздана историческая планировка, но дополнительно был устроен лифт, в личных апартаментах на втором этаже было сделано несколько внутренних перегородок, не искажающих исторической композиции. В настоящее время в здании сохранились цилиндрические и парусные своды подвала, цилиндрический свод с распалубками в музыкальной гостиной, парадная анфилада на первом этаже. Сохранились дверные и оконные заполнения с металлической фурнитурой конца XVIII ‒ начала XIX в. Представляют интерес металлические вентиляционные решетки того же времени. 

Самым оригинальным элементом интерьеров особняка являются редкие обои обеденного зала, изготовленные по заказу на французской фабрике Zuber по технологиям XIX века. Обои созданы по мотивам гравюр баварского художника Йоганна Морица Ругендаса с частичными изменениями in loco, выполненными российским художником Иваном Евгеньевичем Алферовым. Ругендас принимал участие в первой русской научной экспедиции Г.И.Лангсдорфа, генерального консула России в Рио-де-Жанейро, во внутренние районы Бразилии в 1820-е годы.


Перестройка и реставрация

В сентябре 2020 года были завершены работы по реставрации и приспособлению этого самобытного московского памятника. В том числе, специалисты вернули выразительность фасадам здания и восстановили художественную отделку парадной зоны интерьеров. Объект стал лауреатом конкурса "Московская реставрация - 2020" в номинациях: "лучший проект реставрации и приспособления" и "высокое качество реставрации и приспособления". С 1963 года и по нынешнее время домовладение занимает дипломатическая миссия Бразилии. C 1988 здание является собственностью бразильского правительства.
Автор статьи: Инна Крылова
Распечатать статью

Отзывы (1)

Тарас
Тарас
Круто

Интересное рядом (5)

Особняк С.А.Тарасова – А.И.Бакакина
icon
В интерьерах здания сохранились лепной потолочный декор, роскошные золоченые зеркала и изысканная старинная мебель с ножками-луковицами и шелковой обивкой.
Малая Никитская ул., дом 28/1, стр. 1
audioGuideОткрыть аудиогид
Шолом-Алейхем
icon
Шолом-Алейхем (1859—1916) — еврейский писатель и драматург, один из основоположников современной художественной литературы на идише, в том числе детской, писал также на иврите и русском языке.
ул. М. Бронная, д. 13
star-icon
3.3
Арбат
icon
Формирование городской застройки в этом районе, по-видимому, началось в последние годы правления великого князя Ивана III.
Главный дом городской усадьбы (1-я пол. XIX в.)
icon
Здание связано с именами нескольких известных людей: писателя ХVIII века, автора научных работ по теории и практике артиллерии Михаила Данилова; участника Отечественной войны 1812 года генерал-майора Николая Щербатова; декабриста Николая Васильчикова.
ЦАО, Борисоглебский пер., дом 15, строение 3
audioGuideОткрыть аудиогид
Главный дом усадьбы Позднякова
icon
Нынешний облик здания возник не сразу, а складывался на протяжении трех строительных периодов, при трех разных хозяевах.
ЦАО, Никитская Б. ул., дом 51, строение 1
audioGuideОткрыть аудиогид