Дата открытия, История появления
История этого места прослеживается с середины XVIII века. Когда-то здесь было владение, принадлежавшее Иллариону Гавриловичу Воронцову. Затем его приобрел поэт Иван Дмитриев, которого неоднократно навещал коллега по перу, А.С. Пушкин. Затем владельцем этого земельного участка стал брат писателя Сергея Аксакова, Николай. В 1893 году владение на Спиридоновке, в качестве подарка для своей жены Зинаиды Григорьевны, приобрел Савва Тимофеевич Морозов. Проект строительства «семейного гнезда» поручили Федору Шехтелю, спроектировавшему для Морозовых их дачу в Киржаче. Эстетическому вкусу Шехтеля Савва Тимофеевич безгранично доверял. Шехтель предложил Морозову несколько вариантов «внешности» будущего особняка, среди которых был и дом, стилизованный под английский неоготический замок. Англофил Морозов, два года изучавший химию в Кембридже (а также текстильное дело на английских фабриках), не раздумывая, выбрал именно этот вариант.
Строительство началось лишь осенью 1893 года. Дело в том, что начинающий архитектор Шехтель был отчислен с третьего курса Московского училища живописи, ваяния и зодчества (за прогулы) и не имел права производить какое-либо строительство в черте города. Поскольку ему было запрещено даже ставить свою подпись под авторскими чертежами, все листы (а их было порядка 600) подписывал его помощник, Иван Кузнецов (будущий автор Делового двора на Славянской площади в Москве).
Для декоративного оформления дома Шехтель пригласил тогда еще малоизвестного художника Михаила Врубеля, в тандеме с которым скрупулезно трудился над усадьбой целых четыре года. Строительство дома с роскошными интерьерами и удобной планировкой было полностью завершено в 1898 году.
Особняк, спроектированный Шехтелем, в прямом смысле «стоял особняком» среди привычных глазу построек XIX века. Остроконечные шпили по краям крыши, горгульи на водосточных трубах и по краям террас, стрельчатые окна. Все это знаменовало собой торжество средневековой европейской готики в центре Москвы. Сам особняк, «смысловым центром» которого стала двухэтажная «башня-донжон», словно притаился в глубине участка. Шехтель таким образом воздает должное традиционной «палатной» застройке Москвы (ведь только после Петра I дома начинают возводить, как по трафарету, по красной линии улиц). Гениальный архитектор «жонглирует» объемами не хуже фокусника в цирке. Здание предстает перед «зрителями», как картина в музее – в постоянно меняющихся масштабах, размерах, ракурсах, в зависимости от того, с какой точки на него смотришь. Многоликий особняк имеет не один, а сразу несколько парадных фасадов. Это становится возможным лишь благодаря новаторским приемам, которые впоследствии станут главными инструментами модерна Шехтеля. В оформлении интерьеров, сочинением которых занимался будущий создатель «Демона», М.А. Врубель, поражает богатство внутреннего убранства и внимание к мельчайшим деталям. Именно детали позволяют представить особняк во всем его многообразии. В доме есть залы, оформленные в стиле рококо и ампира. По эскизам Врубеля также создан знаменитый витраж «Встреча рыцаря-победителя».
В 1909 году, после трагической смерти Саввы Морозова, здание было продано меценату, предпринимателю и коллекционеру живописи М. П. Рябушинскому. Благодаря тому, что Михаил Павлович захотел немного «освежить» интерьер дома, в 1912 году в большой гостиной появилось три живописных панно еще одного выдающегося художника, Константина Богаевского. «Даль», «Солнце» и «Скала» стали настоящим украшением дома.
После революции особняк занял губернский продовольственный комитет, а с 1929 года – Наркомат иностранных дел. Уже давно в историческом здании располагается Дом приемов МИД России. В 1995 году в особняке произошел сильный пожар, уничтоживший существенную часть исторических интерьеров дома, однако конструкция здания практически не пострадала. Предметы интерьера были полностью восстановлены, и уже в 1996 году здесь прошла историческая встреча стран "Большой восьмерки".