Особняк Зинаиды Морозовой

Особняк Зинаиды Морозовой

Этот неоготический особняк – непревзойденный шедевр «гения русского модерна» Федора Шехтеля.
Виртуальный тур по объекту предоставлен для публикации ГлавУпДК при МИД России.

star-icon
3.9
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Эклектика,Неоготика
Годы постройки:
1893—1898
Архитекторы:
Ф.О. Шехтель
Назначение постройки
Особняк, Закрытые места столицы, Административное здание

Виртуальный тур

"Внешний вид… дома напоминал мне скучный и огромный мавзолей. Дверь отворял большой усатый человек в костюме черкеса, с кинжалом у пояса… Внизу – гостиная чудесно расписана Врубелем, холодный и пустынный зал с колоннами розоватого мрамора, огромная столовая, с буфетом, мрачным, как модель крематориума, и во всех комнатах – множество богатых вещей разнообразного характера и одинакового назначения: мешать человеку свободно двигаться. В спальне хозяйки – устрашающее количество севрского фарфора: фарфором украшена широкая кровать, из фарфора рамы зеркал, фарфоровые вазы и фигурки на туалетном столе и по стенам, на кронштейнах. Это немножко напоминало магазин посуды".

Максим Горький, русский и советский писатель и публицист. "Савва Морозов"

Дата открытия, История появления

История этого места прослеживается с середины XVIII века. Когда-то здесь было владение, принадлежавшее Иллариону Гавриловичу Воронцову. Затем его приобрел поэт Иван Дмитриев, которого неоднократно навещал коллега по перу, А.С. Пушкин. Затем владельцем этого земельного участка стал брат писателя Сергея Аксакова, Николай. В 1893 году владение на Спиридоновке, в качестве подарка для своей жены Зинаиды Григорьевны, приобрел Савва Тимофеевич Морозов. Проект строительства «семейного гнезда» поручили Федору Шехтелю, спроектировавшему для Морозовых их дачу в Киржаче. Эстетическому вкусу Шехтеля Савва Тимофеевич безгранично доверял. Шехтель предложил Морозову несколько вариантов «внешности» будущего особняка, среди которых был и дом, стилизованный под английский неоготический замок. Англофил Морозов, два года изучавший химию в Кембридже (а также текстильное дело на английских фабриках), не раздумывая, выбрал именно этот вариант.

Строительство началось лишь осенью 1893 года. Дело в том, что начинающий архитектор Шехтель был отчислен с третьего курса Московского училища живописи, ваяния и зодчества (за прогулы) и не имел права производить какое-либо строительство в черте города. Поскольку ему было запрещено даже ставить свою подпись под авторскими чертежами, все листы (а их было порядка 600) подписывал его помощник, Иван Кузнецов (будущий автор Делового двора на Славянской площади в Москве).

Для декоративного оформления дома Шехтель пригласил тогда еще малоизвестного художника Михаила Врубеля, в тандеме с которым скрупулезно трудился над усадьбой целых четыре года. Строительство дома с роскошными интерьерами и удобной планировкой было полностью завершено в 1898 году.

Особняк, спроектированный Шехтелем, в прямом смысле «стоял особняком» среди привычных глазу построек XIX века. Остроконечные шпили по краям крыши, горгульи на водосточных трубах и по краям террас, стрельчатые окна. Все это знаменовало собой торжество средневековой европейской готики в центре Москвы. Сам особняк, «смысловым центром» которого стала двухэтажная «башня-донжон», словно притаился в глубине участка. Шехтель таким образом воздает должное традиционной «палатной» застройке Москвы (ведь только после Петра I дома начинают возводить, как по трафарету, по красной линии улиц). Гениальный архитектор «жонглирует» объемами не хуже фокусника в цирке. Здание предстает перед «зрителями», как картина в музее – в постоянно меняющихся масштабах, размерах, ракурсах, в зависимости от того, с какой точки на него смотришь. Многоликий особняк имеет не один, а сразу несколько парадных фасадов. Это становится возможным лишь благодаря новаторским приемам, которые впоследствии станут главными инструментами модерна Шехтеля. В оформлении интерьеров, сочинением которых занимался будущий создатель «Демона», М.А. Врубель, поражает богатство внутреннего убранства и внимание к мельчайшим деталям. Именно детали позволяют представить особняк во всем его многообразии. В доме есть залы, оформленные в стиле рококо и ампира. По эскизам Врубеля также создан знаменитый витраж «Встреча рыцаря-победителя».

В 1909 году, после трагической смерти Саввы Морозова, здание было продано меценату, предпринимателю и коллекционеру живописи М. П. Рябушинскому. Благодаря тому, что Михаил Павлович захотел немного «освежить» интерьер дома, в 1912 году в большой гостиной появилось три живописных панно еще одного выдающегося художника, Константина Богаевского. «Даль», «Солнце» и «Скала» стали настоящим украшением дома.

После революции особняк занял губернский продовольственный комитет, а с 1929 года – Наркомат иностранных дел. Уже давно в историческом здании располагается Дом приемов МИД России. В 1995 году в особняке произошел сильный пожар, уничтоживший существенную часть исторических интерьеров дома, однако конструкция здания практически не пострадала. Предметы интерьера были полностью восстановлены, и уже в 1996 году здесь прошла историческая встреча стран "Большой восьмерки".

Реставрация

В конце 2021 года завершилась реставрация фасадов здания. Работы по восстановлению фасада шли несколько лет. Благодаря сохранившимся чертежам Федора Шехтеля, были восстановлены витражи и мельчайшие элементы декора на балконе и террасах. Каждой огнедышащей химере, демонической горгулье и мифическому маскарону реставраторы вернули их оригинальную, первозданную «мимику». Также отреставрировали ограду, проходящую вдоль Спиридоновки. Особняк Зинаиды Морозовой стал лауреатом конкурса "Московская реставрация - 2021".

Автор статьи: Валерия Пайкова
Распечатать статью
Теги:

Интересное рядом (2)