Информация о здании
Здесь между Земляным и Белым городом издавна селились мастера, изготовлявшие кареты и телеги. Это поселение подарило своё имя некоторым окрестным улицам и переулкам. Часть дороги от Кремля мимо Высоко-Петровского монастыря к селу Сущёву, бывшая часть улицы Петровки, стала называться в обиходе, а затем и официально Тележным рядом. Затем улица Тележный ряд в начале XIX века, когда телеги для жителей Первопрестольной перестали быть актуальными, была переименована в Каретный ряд. Владельцы местных лавок предлагали горожанам приобрести всевозможные кареты, коляски, дрожки. Они были очень удобны в городских условиях. Иногда улицу также называли Каретнорядной площадью, поскольку при достаточно большой ширине своей она имела небольшую протяжённость.
Во время московского пожара 1812 года улица полностью сгорела. Есть сведения, что каретники зачастую сами поджигали мастерские, чтобы экипажи не достались французам.
Дом с мезонином, расположенный на Каретном ряду под номером 4, строение 4 – послепожарный особняк, фасад которого был переделан архитектором А. В. Флодиным для купца Александра Дмитриевича Маркова, владельца Экипажной фабрики братьев Марковых, основанной ещё в 1784 году. Помимо экипажной фабрики Марковым, принадлежало ещё несколько каретных лавок, где под навесами размещались готовые для продажи экипажи.
Несомненное украшение особняка - скульптуры греческих грифонов, расположенных по обеим сторонам фронтона. Благодаря грифонам его называли ещё «домом с пегасами».
В доме Маркова в 1903-1920 годах жил великий русский режиссёр, актер, теоретик и реформатор театра, педагог Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский), выходец из известной семьи купцов-промышленников Алексеевых. В 1898 вместе с В. И. Немировичем-Данченко Станиславский он основал Московский Художественный театр – первые спектакли ставились на сцене в саду «Эрмитаж», расположенном здесь же, в Каретном ряду. Свою театральную деятельность Константин Сергеевич сочетал с работой по руководству фабрикой Товарищества «Алексеев Влад., Вишняков П. и Шамшин А.».
Особняк же в Каретном ряду, в котором он жил, стал известен как дом Станиславского. В 1920 году особняк Маркова получил новых хозяев – сюда въехала транспортная комиссия Совнаркома. Несколько позже к дому по проекту архитектора Георгия Павловича Гольца был пристроен гараж Совнаркома с необычными окнами-иллюминаторами, в котором автомобили по круговым пандусам въезжали на второй этаж.
Со Станиславским советская власть, правда, обошлась хорошо: выделила ему дом в Леонтьевском переулке. Тот самый, где сейчас находится музей великого режиссёра.
В настоящее время дом купцов Марковых находится на государственной охране, как объект культурного наследия, но нуждается в срочной реставрации.