Советская архитектура
Советская архитектура 1920-х гг. активнее всего работала над жилищными проектами: от решения квартирного вопроса во многом зависела популярность новой власти. В Москве сохранились десятки построенных по проектам конструктивистов жилых домов, целые жилищные массивы и рабочие поселки.
Их архитектурный аскетизм не только дань чистоте стиля, но и мера, продиктованная состоянием экономики страны. Оперируя сочетанием простейших геометрических форм, пропорциями оконных проемов, ритмом и соотношением плоскостей стены и остекленных поверхностей, новаторы добивались результатов, которые и спустя десятилетия вызывают восхищение профессионалов и просто ценителей хорошей архитектуры.
Заслуга зодчих 1920-х гг. состояла и в том, что на фоне всеобщей экономии они сумели продвинуться вперед в разработке идеи строительства жилых комплексов, куда были включены бытовые сооружения. Именно эти идеи получили дальнейшее развитие в архитектуре жилых районов Москвы в последующие годы.
Новый тип сооружений – фабрика-кухня, общественные бани наряду с домом-коммуной – как нельзя лучше иллюстрирует идеи обобществления быта. Предполагалось, что в жилых помещениях ничтожных размеров граждане будут проводить малую часть времени, тогда как основная жизнь должна проходить на виду, в обществе: работать – на заводе, есть – на фабрике-кухне, мыться – в общественных банях. Качественная архитектура этих коммунальных объектов была призвана подчеркнуть важность санитарно-гигиенического вопроса в жизни граждан.
Новая жилищно-бытовая инфраструктура должна была сформировать нового человека – активного, культурного, не зависящего от мелочей жизни. Особое внимание идеологи новой жизни уделяли подрастающему поколению. Проектами детских образовательных учреждений занимались лучшие архитекторы-конструктивисты. Построенные в те годы школы, как, например, школа по проекту И. Звездина и Семенова на Садовнической набережной, напоминали скорее солидное учреждение или институт. Сама их архитектура должна была утверждать учеников в непреложности мысли: знание – сила!
Их архитектурный аскетизм не только дань чистоте стиля, но и мера, продиктованная состоянием экономики страны. Оперируя сочетанием простейших геометрических форм, пропорциями оконных проемов, ритмом и соотношением плоскостей стены и остекленных поверхностей, новаторы добивались результатов, которые и спустя десятилетия вызывают восхищение профессионалов и просто ценителей хорошей архитектуры.
Заслуга зодчих 1920-х гг. состояла и в том, что на фоне всеобщей экономии они сумели продвинуться вперед в разработке идеи строительства жилых комплексов, куда были включены бытовые сооружения. Именно эти идеи получили дальнейшее развитие в архитектуре жилых районов Москвы в последующие годы.
Новый тип сооружений – фабрика-кухня, общественные бани наряду с домом-коммуной – как нельзя лучше иллюстрирует идеи обобществления быта. Предполагалось, что в жилых помещениях ничтожных размеров граждане будут проводить малую часть времени, тогда как основная жизнь должна проходить на виду, в обществе: работать – на заводе, есть – на фабрике-кухне, мыться – в общественных банях. Качественная архитектура этих коммунальных объектов была призвана подчеркнуть важность санитарно-гигиенического вопроса в жизни граждан.
Новая жилищно-бытовая инфраструктура должна была сформировать нового человека – активного, культурного, не зависящего от мелочей жизни. Особое внимание идеологи новой жизни уделяли подрастающему поколению. Проектами детских образовательных учреждений занимались лучшие архитекторы-конструктивисты. Построенные в те годы школы, как, например, школа по проекту И. Звездина и Семенова на Садовнической набережной, напоминали скорее солидное учреждение или институт. Сама их архитектура должна была утверждать учеников в непреложности мысли: знание – сила!
Отзывы