Общеобразовательная школа в стиле постконструктивизм

Общеобразовательная школа в стиле постконструктивизм

ЦАО, Садовническая наб., дом 37, строение 1
Проектами детских образовательных учреждений занимались лучшие архитекторы-конструктивисты. Построенные в те годы школы, как, например, школа по проекту И. Звездина и Семенова на Садовнической набережной, напоминали скорее солидное учреждение или институт.
5
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия регионального значения
Годы постройки:
1933
Архитекторы:
И. Звездин

Советская архитектура

Советская архитектура 1920-х гг. активнее всего работала над жилищными проектами: от решения квартирного вопроса во многом зависела популярность новой власти. В Москве сохранились десятки построенных по проектам конструктивистов жилых домов, целые жилищные массивы и рабочие поселки.

Их архитектурный аскетизм не только дань чистоте стиля, но и мера, продиктованная состоянием экономики страны. Оперируя сочетанием простейших геометрических форм, пропорциями оконных проемов, ритмом и соотношением плоскостей стены и остекленных поверхностей, новаторы добивались результатов, которые и спустя десятилетия вызывают восхищение профессионалов и просто ценителей хорошей архитектуры.

Заслуга зодчих 1920-х гг. состояла и в том, что на фоне всеобщей экономии они сумели продвинуться вперед в разработке идеи строительства жилых комплексов, куда были включены бытовые сооружения. Именно эти идеи получили дальнейшее развитие в архитектуре жилых районов Москвы в последующие годы.

Новый тип сооружений – фабрика-кухня, общественные бани наряду с домом-коммуной – как нельзя лучше иллюстрирует идеи обобществления быта. Предполагалось, что в жилых помещениях ничтожных размеров граждане будут проводить малую часть времени, тогда как основная жизнь должна проходить на виду, в обществе: работать – на заводе, есть – на фабрике-кухне, мыться – в общественных банях. Качественная архитектура этих коммунальных объектов была призвана подчеркнуть важность санитарно-гигиенического вопроса в жизни граждан. 

Новая жилищно-бытовая инфраструктура должна была сформировать нового человека – активного, культурного, не зависящего от мелочей жизни. Особое внимание идеологи новой жизни уделяли подрастающему поколению. Проектами детских образовательных учреждений занимались лучшие архитекторы-конструктивисты. Построенные в те годы школы, как, например, школа по проекту И. Звездина и Семенова на Садовнической набережной, напоминали скорее солидное учреждение или институт. Сама их архитектура должна была утверждать учеников в непреложности мысли: знание – сила! 


Дата открытия, История появления

Общеобразовательная школа (школа № 518) ‒ одна из самых известных московских школ довоенной эпохи ‒ первоначально проектировалась как грандиозный учебный комбинат на 600 учащихся (тогда школа называлась подмосковной). В итоге были реализованы только главный корпус и спортзал. 

Первоначально постройка школы планировалась на территории четырех городских усадеб XIX в., расположенных между улицей и набережной; усадьбы предназначались к сносу, в том числе для устройства на их месте школьного двора. Садовническую набережную предполагалось значительно расширить. Однако линия набережной осталась без изменений, была сохранена усадебная застройка. Школа заняла участок, протянувшийся вдоль набережной, на территории бывших усадебных садов. Вдоль улицы не было устроено ограды. Участок и здание свободно раскрывались в сторону Водоотводного канала, что было характерно для градостроительных принципов конструктивизма. 

Школа была открыта в 1935 г., историки и искусствоведы относят здание к периоду постконструктивизма. Характерный для этого стиля фасад с выделенным «экраном» в рамке в центре (обозначающим самое главное помещение школы – актовый зал), круглые окна, большой аттик, стойки-столбы в лоджии (библиотека и учительские) и прочие тонко прорисованные детали в сочетании с удачным положением на набережной спасли здание от сноса в 1996 г. Нужно отметить, что также сохранилась первоначальная планировка здания, подчиненная организации учебного процесса. Архитекторы придавали особое значение пространственной взаимосвязи помещений: из центрального вестибюля, расчлененного многочисленными колоннами и расположенного ниже уровня коридоров и классов, ступени ведут в холлы, ориентированные на парадные лестницы с ленточными окнами до потолка, круглые плафоны которых перекликаются с деталями декоративного убранства вестибюля. Сохранилось также оформление учебных помещений, коридоров и холла перед актовым залом.  

В 1950-е гг., когда к дворовому фасаду здания был пристроен спортзал, вдоль Садовнической набережной появилась невысокая металлическая ограда с гипсовыми вазонами перед ступенями, ведущими к зданию. В 1970-е гг. ограда стала бетонной, сегодня двор заасфальтирован и занят коммунальными постройками.   

Единственное здание школы, которое носит статус охраняемого памятника этого периода, корпус поддерживается реставрационным способом. В настоящее время здание занимает средняя школа № 518.
Автор статьи: Дарья Сорокина
Распечатать статью

Отзывы (1)

Елена
Елена
Очень интересное здание!

Интересное рядом (5)

Габдулла Тукай
icon
Габдулла Тукай (1886—1913) — татарский народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик.
Новокузнецкая ул. (между домами 13/15 и 17/19)
star-icon
3
МГЭС-1. Корпус с машинным залом синхронных преобразователей
icon
Корпус выстроен в стиле, традиционном для российских промышленных зданий, с элементами неоклассицизма. Его фасад, выходящий на набережную, подчинен осевой симметрии.
Пятницкая улица
icon
Пятницкая делится на две непохожие части: оживленную, торговую и тихую, жилую.
Пятницкая улица
ДобрынинскаяТретьяковскаяСерпуховскаяНовокузнецкая
Памятник Н.А. Некрасову
icon
Николай Алексеевич Некрасов (1821—1878) — русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы.
Космодамианская наб., д. 4/22
МарксистскаяТаганская (кольцевая)ТретьяковскаяНовокузнецкая
Главный дом городской усадьбы Шереметевых – Муравьевых
icon
Главный дом усадьбы воссоздан в 1970-х годах. Историческое здание было снесено после расселения. Благодаря воссозданию удалось сохранить облик всего ансамбля.