Дом купца Дорофеева (сейчас музей Московского образования им. Г. А. Ягодина)

Дом купца Дорофеева (сейчас музей Московского образования им. Г. А. Ягодина)

Вишняковский пер., дом 12, строение 1
Аудиогид создан музеем Московского образования.
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Классицизм
Годы постройки:
XVIII-XIX вв.
Назначение постройки
Жилой дом, Палаты, Городская усадьба

«Каждого ожидал собственный деревянный дом, неприхотливо убранный, с широким двором и садом без дорожки, заросшим крапивой, но где можно было, однако же найти дюжину диких яблонь и сотню кустов малины и смородины... Все Замоскворечье было застроено подобными домами...»

Ф.Ф. Вигель

Дата открытия, История появления

Участок домовладения №12 по Вишняковскому переулку, в котором сейчас находится музей Московского образования им. Г. А. Ягодина, входит в состав одной из заповедных зон исторического центра города Москвы. Сам дом является памятником истории и культуры федерального значения.

Здание музея в настоящее время является основной частью исторической территории городской усадьбы XIX века, сохранившей главные элементы застройки: главный дом и фрагмент ворот.

Первые сведения об усадьбе относятся к последней трети XVIII в. Основа же главного дома, возможно, еще старше – первой половины XVIII в. По городскому плану 1768 г. дом входил в состав владения, обращенного своей южной стороной в переулок, а с запада и востока ограниченного боковыми внутриквартальными проходами.

Владельцы и значимые персоны

К 1772 г., когда домом владел московский купец 1-й гильдии Иван Иванович Дорофеев, проходы были застроены, определены границы участка, который был спланирован по типу городской усадьбы. В плане близкий к кварталу участок имел ломаную, с небольшим скосом, боковую, западную границу (граница с церковным владением). Выходящий в переулок, каменный главный дом усадьбы и деревянные службы формировали пространство двора, за которым раскинулся сад с жилыми флигелями.

Во время пожара 1812 г. деревянная застройка усадьбы, как и всего квартала, выгорела.

В 1815 г. усадьбу приобрела купеческая жена Ольга Степановна Макеева, при которой дом был в тот же год восстановлен в прежних габаритах, за ним на вновь прикупленном участке, в глубине квартала, раскинулся сад.

Несколько позже вдоль боковых границ владения – торцами в переулок – были поставлены два боковых флигеля: восточный – жилой – известен по плану 1817 г., западный – нежилой – по плану 1826 г., благодаря которому по переулку сформировалась усадебная композиция, характерная для ампирного стиля.

Ольга Степановна значительно увеличила территорию усадьбы, прикупив сады в глубине квартала, и, видимо, в то же время – участок с восточной стороны. На нем разместили хозяйственный двор усадьбы с нежилыми деревянными строениями в один этаж. Каменная беседка с галереей украсили сад.

Записки историка Ф.Ф. Вигеля позволяют ощутить особенности городской среды и быта этого уголка Москвы: «Помещики соседних губерний почитали обязанностью каждый год в декабре со всем семейством отправляться на собственных лошадях и приезжать в Москву около Рождества... Каждого ожидал собственный деревянный дом, неприхотливо убранный, с широким двором и садом без дорожки, заросшим крапивой, но где можно было, однако же найти дюжину диких яблонь и сотню кустов малины и смородины... Все Замоскворечье было застроено подобными домами...».

Главный дом усадьбы с деревянным мезонином располагался на белокаменном цоколе и выходил на линию улицы. В глубине небольшого двора с садом находились хозяйственные деревянные постройки. Подобный характер структурного построения в середине XIX был характерен для большинства городских усадеб. Традиционно невысокие дома (в 2–3 этажа – жилые, в 1 этаж –хозяйственные) с пышными усадебными садами являлись отличительной особенностью Замоскворечья. Дом, в котором расположен Московский музей образования, относится как раз к описываемому времени.

При следующей владелице – купеческой вдове Прасковье Степановне Титовой в 1868 г. предполагалось расширить дом за счет пристроек по сторонам мезонина и построить Г-образный корпус на хозяйственном дворе, по границе с садом. Но проект осуществлен не был.

Перестройка и реставрация

Границы усадьбы окончательно определились к 1870-м гг., когда сократилась территория сада и установилась западная граница с владением Троицкого храма в Вишняках.

По плану 1870 г. уличный фасад главного дома имел центрическую композицию – с мезонином, завершенным фигурным аттиком и лепниной, штукатурный декор был выполнен в формах классицизирующей эклектики. Деревянный переход соединял дом с жилым восточным флигелем, который, в свою очередь, несколько позже был объединен с хозяйственным корпусом.

В 1891 г. по заказу потомственной почетной гражданки Москвы Евдокии Иосифовны Ленивовой (её инициалы красуются на аттике) приступили к реализации нового архитектурного проекта. По проекту архитектора А.С. Васильева главный дом усадьбы был объединен с восточным флигелем, получил второй этаж и нарядный лепной декор в прежних формах классицизирующей эклектики. Тогда же вдоль переулка и восточной боковой границы усадьбы был вытянут каменный Г-образный корпус (конюшня, каретник, погреба). Таким образом, сложившийся комплекс развивал традиционный принцип московской городской усадьбы.

После 1917 г. все строения усадьбы были приспособлены под жилье, затем территория трансформировалась с появлением современных построек со своими адресами.

В 1939 г. за главным домом усадьбы, на участке бывшего сада было построено двухэтажное каменное здание в соответствии с концепцией 1930-50-х гг., предусматривающей размещение детских учреждений в глубине квартала. В середине 1950-х гг. по оси здания построили хозяйственную пристройку (прачечную); за корпусом с бывшей конюшней и каретником, приспособленным под жилье, возвели 4-этажное общежитие для рабочих.

В 1950-70-е гг. западный флигель был снесен. В 1990-е гг. разобран хозяйственный корпус.

Современное назначение

В настоящее время от прежней усадьбы сохранился главный дом и западный нежилой флигель ампирного времени, соединенный с главным домом пилонами ворот с двумя калитками – вход в усадьбу. Вместе с тем, несмотря на понесенные потери и последующие перестройки, здание музея представляет собой хорошо сохранившейся образец исторической застройки заповедной зоны Москвы «Замоскворечье».
Автор статьи: Александр Гулин
Распечатать статью
Теги:

Интересное рядом (7)

Третьяков П. М.
icon
Лаврушинский пер., д. 10 (перед зданием Третьяковской галереи)
ПолянкаТретьяковскаяНовокузнецкая
star-icon
3.3
Российский музей леса
icon
г. Москва, пер. Монетчиковский 5-й, д. 4
Граффити с изображением колокольни церкви великомученицы Параскевы Пятницы
icon
Граффити, выполненное в 2015 году с фотогравюры 1882 г. из альбома Н.А.Найденова, служит напоминанием, что на месте расположенного рядом вестибюля станции метро «Новокузнецкая» находилась церковь великомученицы Параскевы Пятницы, давшая наименование улице Пятницкая.
Галерея «Агентство. Art Ru»
icon
Озерковская набережная, 26
ТретьяковскаяНовокузнецкая
Палаты Титовых
icon
Исследователи считают здание образцом стиля, переходного от лапидарной средневековой архитектуры к «узорочью» второй половины XVII столетия.
ЦАО, Лаврушинский пер., дом 17, строение 1
Третьяковская
audioGuideОткрыть аудиогид
Ягодин Геннадий Алексеевич
icon
советский и российский государственный и общественный деятель