Информация о здании
В 1766 году будущий участок Консерватории купила княгиня Екатерина Романовна Дашкова (1743-1810), впоследствии — президент Академии наук и Российской академии. Строительство дома было окончено в 1790-е годы. Его автором был В.И. Баженов, проект которого корректировала сама хозяйка. В конце жизни она проводила здесь зимы.
В 1810 году здание унаследовал племянник, граф М.С. Воронцов, герой войны, участник Бородинского сражения, в будущем губернатор Новороссии и Бессарабии, наместник Кавказа. Он сдавал дом в аренду. В 1812 году дом горел, восстановлен к 1824 году.
В 1871 году дом арендовала Московская Консерватория (основана в 1866 году). В 1878 году она купила дом Дашковой за 185 000 рублей.
Вскоре выяснилось, что дом тесен. К 1894 году директору Консерватории, профессору В.И. Сафонову, удалось собрать необходимые для строительства нового здания деньги, и стройка началась. Благодаря деятельности директора строительство стало делом общенародным. Автор здания, В.П. Загорский, выполнил проект бесплатно, на свои деньги он купил мрамор и построил лестницы, ведущие в Большой зал. Купец-старообрядец Г.Г. Солодовников выделил на строительство 200 000 рублей, император Александр III дал 400 000 рублей, А.Г. Рубинштейн - 9000 рублей. Расчет конструкций перекрытий бесплатно выполнили инженеры Н.Ф. Казаков и Н.Ф. Группер, орган в Большой зал пожертвовал С.П. фон Дервиз, оборудование и мебель – М.А. и И.А. Морозовы, ковры – Харитоненко. В подвалах здания были оборудованы винные погреба Удельного ведомства (готовы в 1897 году) с винным магазином. За них заранее было заплачено 200 000 рублей аренды, использованных на стройке. От старого Дашковского дома сохранился круглый вестибюль, в центральной точке которого звучит раскатами необычное эхо, части фасадной стены и стен северного флигеля.
25 сентября 1898 года был открыт Малый зал Консерватории. Здание было завершено 7 апреля 1901 года открытием Большого зала, вмещающего 1800 человек. Стены зала украшали 14 портретов композиторов кисти академика Н.К. Бодаревского (1850-1921). В 1953 году портреты нерусских композиторов Генделя, Глюка, Гайдна и Мендельсона были заменены на "правильных" Мусоргского, Даргомыжского, Римского-Корсакова и Шопена.