Информация о здании
«Миусский парк помещался на Лесной улице, в красных почерневших от копоти кирпичных корпусах. Воспоминание о ней связано со скрежетом трамваев, выползающих на рассвете из железных ворот парка, с тяжелой кондукторской сумкой, натиравшей плечо, и с кислым запахом меди. Руки у нас, кондукторов, всегда были зелеными от медных денег», - вспоминал писатель Константин Паустовский о своем кондукторском прошлом в Миусском трамвайном парке.
История создания Миусского трамвайного депо связана с появлением в столице конно-железных дорог. В 1872 г. для посетителей Политехнической выставки была запущена первая линия конки от Брестского вокзала. Для строительства депо была выбрана обширная местность Миусского поля, где с конца XVIII в. и вплоть до начала 1870-х гг. располагались лесные торговые ряды.
В 1870-е гг. по проекту архитектора Н.А. Тютюнова здесь был выстроен комплекс зданий, состоявший из деревянных конюшен, кузнечных мастерских, жилых казарм для рабочих и конторского здания. Конная линия для Политехнической выставки была реконструирована и продлена до Петровского парка. Ее открытие состоялось в 1874 г. вместе с открытием Миусского парка. «В день открытия … в здание железнодорожного парка на Миусской площади, все убранное флагами, собралось до двухсот человек приглашенных... На празднестве присутствовал московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков и другие начальствующие и почетные лица города Москвы. После окропления зданий конно-железных дорог святою водою присутствовавшие отправились осматривать конюшни...» (газета «Русские ведомости» за 3 сентября 1874 г.).
В 1899 г. в Москве из электрического депо на Башиловке был запущен первый электрический трамвай. Строительство новых линий предусматривало и реконструкцию Миусского парка. В 1903 г. началось сооружение Миусской электрической подстанции, а спустя три года трамвайный парк стал полностью электрическим.
Одним из первых в рамках реконструкции в 1904 г. возводят здание вагонного сарая с котельной (стр. 5) на 40 вагоно-мест. 40 новых легких и вместительных четырехосных и двухосных вагонов, прибывших из Риги и Аугсбурга, размещались в сооружении, напоминавшем базилику. Трехнефная композиция с высоким центральным нефом, освященным световым фонарем, фасады в виде трехчастного портала с угловыми пилонами и рустованными контрфорсами спроектированы в духе промышленной эстетики рубежа веков. Внутренние перекрытия в виде ферм с фонарем в центральной и боковых частях здания начала XX в., предположительно, были созданы при участии инженера В.Г. Шухова. В сентябре 1904 г. в Миусском парке состоялось открытие Марьинской городской трамвайной линии.
В 1908 г. по Лесной улице и Миусскому переулку трамвайный парк был огорожен каменной оградой с пилонами и металлическими воротами. Сегодня ее исторический фрагмент сохранился лишь по Миусскому переулку.
К 1909 г. I-е Общество конно-железных дорог полностью перестраивает комплекс, именуемый теперь Миусским парком московского городского электрического трамвая. На территории сносится вся деревянная застройка и возводятся каменные вагонные сараи, ремонтные мастерские, казармы и контора. Строительство осуществлялось по проекту архитектора Н.К. Жукова (одного из авторов дома З.А. Перцовой на Пречистенской наб.), с 1903 г. – архитектора при городских железных дорогах (трамвае) М.Н. Глейнинга и известного русского инженера-путейца Н.А. Сытенко.
На месте деревянных конюшен строится большой вагонный сарай (стр. 3). Квадратное в плане одноэтажное сооружение с антресолями, северо-восточный фасад которого выходил на 1-ю Миусскую улицу, заняло значительную часть трамвайного парка. Торцевые фасады имели ступенчатую композицию, участки стен между выступающими пилонами членились лопатками и окнами с веерными перемычками. В 1920-е гг. с запада к зданию была сделана хозяйственная пристройка для размещения сарая, прачечной и ледника (стр. 8).
В это же время на месте деревянных конюшен 1874 г. возводится каменный одноэтажный нежилой корпус, в котором тоже сначала располагались конюшни. В советское время его центральная часть становится жилой. С 1928 г. в нем располагались гараж, служба распределения тока, мастерская и два жилых блока.
В результате надстройки в 1930-х гг. здания вторым этажом появились два трехэтажных объема с щипцовыми завершениями. Перестроенные фасады административно-жилого корпуса со стороны Лесной улицы (стр. 1) были адаптированы к исторической застройке комплекса. В фасадном декоре использовано характерное для промышленной архитектуры сочетание элементов древнерусской, романской и готической архитектуры: аркада, обрамляющая окна первого этажа, междуэтажный карниз из поребрика и орнамента, напоминающего бегунец, мотивы романской аркатуры в окнах и карнизах третьего этажа.
Одновременно в трамвайном парке были выстроены двухэтажная с антресолями мастерская (стр. 4) и лаконичная по декору кладовая с проходной (стр. 6).
В южной части владения со стороны современной 2-й Миусской улицы появляется двухэтажный каменный жилой дом (стр. 2) по проекту инженера Н.А. Сытенко, решенный в утилитарном ключе.
С конца 1920-х гг. Миусский парк становится Трамвайным парком им. П. Щепетильникова, в честь революционера, возглавлявшего комитет большевиков Миусского трамвайного парка, командира рабочей миусской дружины, принимавшей участие во Всероссийской октябрьской стачке и в Декабрьском вооруженном восстании 1905 г. Здесь трудился и большевик-трамвайщик Александр Леонов, чьим именем был назван Василеостровский трамвайный парк в Санкт-Петербурге, куда он перебрался после событий 1905 г. На Миусской электроподстанции в 1909-1910 гг. работал и будущий «всероссийский староста» М.И. Калинин, о чем свидетельствует установленная на здании мемориальная доска.
С развитием трамвайного сообщения вслед за Миусским и Бутырским трамвайными депо в столице один за другим строятся комплексы Замоскворецкого (трамвайное депо им. Апакова), Золоторожского (ТРЗ), Пресненского, Покровского (Октябрьского), Уваровского (трамвайное депо им. Артамонова) и Ново-Сокольнического (трамвайное депо им. Русакова) парков.
С появлением в столице троллейбусной сети Миусский парк был переустроен под троллейбусный. В 1980-х гг. в некоторых строениях, в том числе в зданиях вагонного сарая с котельной и кладовой с проходной, была произведена частичная замена перекрытий. Вплоть до 2014 г. здесь располагался 4-й троллейбусный парк им. П.М. Щепетильникова.
История создания Миусского трамвайного депо связана с появлением в столице конно-железных дорог. В 1872 г. для посетителей Политехнической выставки была запущена первая линия конки от Брестского вокзала. Для строительства депо была выбрана обширная местность Миусского поля, где с конца XVIII в. и вплоть до начала 1870-х гг. располагались лесные торговые ряды.
В 1870-е гг. по проекту архитектора Н.А. Тютюнова здесь был выстроен комплекс зданий, состоявший из деревянных конюшен, кузнечных мастерских, жилых казарм для рабочих и конторского здания. Конная линия для Политехнической выставки была реконструирована и продлена до Петровского парка. Ее открытие состоялось в 1874 г. вместе с открытием Миусского парка. «В день открытия … в здание железнодорожного парка на Миусской площади, все убранное флагами, собралось до двухсот человек приглашенных... На празднестве присутствовал московский генерал-губернатор князь В.А. Долгоруков и другие начальствующие и почетные лица города Москвы. После окропления зданий конно-железных дорог святою водою присутствовавшие отправились осматривать конюшни...» (газета «Русские ведомости» за 3 сентября 1874 г.).
В 1899 г. в Москве из электрического депо на Башиловке был запущен первый электрический трамвай. Строительство новых линий предусматривало и реконструкцию Миусского парка. В 1903 г. началось сооружение Миусской электрической подстанции, а спустя три года трамвайный парк стал полностью электрическим.
Одним из первых в рамках реконструкции в 1904 г. возводят здание вагонного сарая с котельной (стр. 5) на 40 вагоно-мест. 40 новых легких и вместительных четырехосных и двухосных вагонов, прибывших из Риги и Аугсбурга, размещались в сооружении, напоминавшем базилику. Трехнефная композиция с высоким центральным нефом, освященным световым фонарем, фасады в виде трехчастного портала с угловыми пилонами и рустованными контрфорсами спроектированы в духе промышленной эстетики рубежа веков. Внутренние перекрытия в виде ферм с фонарем в центральной и боковых частях здания начала XX в., предположительно, были созданы при участии инженера В.Г. Шухова. В сентябре 1904 г. в Миусском парке состоялось открытие Марьинской городской трамвайной линии.
В 1908 г. по Лесной улице и Миусскому переулку трамвайный парк был огорожен каменной оградой с пилонами и металлическими воротами. Сегодня ее исторический фрагмент сохранился лишь по Миусскому переулку.
К 1909 г. I-е Общество конно-железных дорог полностью перестраивает комплекс, именуемый теперь Миусским парком московского городского электрического трамвая. На территории сносится вся деревянная застройка и возводятся каменные вагонные сараи, ремонтные мастерские, казармы и контора. Строительство осуществлялось по проекту архитектора Н.К. Жукова (одного из авторов дома З.А. Перцовой на Пречистенской наб.), с 1903 г. – архитектора при городских железных дорогах (трамвае) М.Н. Глейнинга и известного русского инженера-путейца Н.А. Сытенко.
На месте деревянных конюшен строится большой вагонный сарай (стр. 3). Квадратное в плане одноэтажное сооружение с антресолями, северо-восточный фасад которого выходил на 1-ю Миусскую улицу, заняло значительную часть трамвайного парка. Торцевые фасады имели ступенчатую композицию, участки стен между выступающими пилонами членились лопатками и окнами с веерными перемычками. В 1920-е гг. с запада к зданию была сделана хозяйственная пристройка для размещения сарая, прачечной и ледника (стр. 8).
В это же время на месте деревянных конюшен 1874 г. возводится каменный одноэтажный нежилой корпус, в котором тоже сначала располагались конюшни. В советское время его центральная часть становится жилой. С 1928 г. в нем располагались гараж, служба распределения тока, мастерская и два жилых блока.
В результате надстройки в 1930-х гг. здания вторым этажом появились два трехэтажных объема с щипцовыми завершениями. Перестроенные фасады административно-жилого корпуса со стороны Лесной улицы (стр. 1) были адаптированы к исторической застройке комплекса. В фасадном декоре использовано характерное для промышленной архитектуры сочетание элементов древнерусской, романской и готической архитектуры: аркада, обрамляющая окна первого этажа, междуэтажный карниз из поребрика и орнамента, напоминающего бегунец, мотивы романской аркатуры в окнах и карнизах третьего этажа.
Одновременно в трамвайном парке были выстроены двухэтажная с антресолями мастерская (стр. 4) и лаконичная по декору кладовая с проходной (стр. 6).
В южной части владения со стороны современной 2-й Миусской улицы появляется двухэтажный каменный жилой дом (стр. 2) по проекту инженера Н.А. Сытенко, решенный в утилитарном ключе.
С конца 1920-х гг. Миусский парк становится Трамвайным парком им. П. Щепетильникова, в честь революционера, возглавлявшего комитет большевиков Миусского трамвайного парка, командира рабочей миусской дружины, принимавшей участие во Всероссийской октябрьской стачке и в Декабрьском вооруженном восстании 1905 г. Здесь трудился и большевик-трамвайщик Александр Леонов, чьим именем был назван Василеостровский трамвайный парк в Санкт-Петербурге, куда он перебрался после событий 1905 г. На Миусской электроподстанции в 1909-1910 гг. работал и будущий «всероссийский староста» М.И. Калинин, о чем свидетельствует установленная на здании мемориальная доска.
С развитием трамвайного сообщения вслед за Миусским и Бутырским трамвайными депо в столице один за другим строятся комплексы Замоскворецкого (трамвайное депо им. Апакова), Золоторожского (ТРЗ), Пресненского, Покровского (Октябрьского), Уваровского (трамвайное депо им. Артамонова) и Ново-Сокольнического (трамвайное депо им. Русакова) парков.
С появлением в столице троллейбусной сети Миусский парк был переустроен под троллейбусный. В 1980-х гг. в некоторых строениях, в том числе в зданиях вагонного сарая с котельной и кладовой с проходной, была произведена частичная замена перекрытий. Вплоть до 2014 г. здесь располагался 4-й троллейбусный парк им. П.М. Щепетильникова.