Дата открытия, История появления
Величественное здание на Раушской набережной, напоминающее океанский пароход с большими трубами – это старейшая действующая электростанция России ГЭС-1 (Государственная электрическая станция № 1 им. П.Г.Смидовича). ГЭС-1 с 2004 года является объектом культурного наследия регионального значения как уникальный памятник промышленной архитектуры.
История электростанции на Раушской набережной началась осенью 1895 года, когда «Общество электрического освещения» получило от Московской городской управы концессию на электроснабжение Москвы сроком на 50 лет. 22 ноября 1895 года у Александровского коммерческого училища был выкуплен участок площадью 1,2 га на Раушской набережной. Там предполагалось разместить машинный зал, котельную, административный корпус, два служебных дома, материальный и кабельный склады, бункер для двух нефтецистерн и двор с садом.
Закладка зданий Раушской электростанции – машинного зала и трехэтажного здания управления (Раушская набережная, дом 10, стр. 2) состоялась 14 июня 1896 года. Проект станции был разработан членом правления «Общества электрического освещения» академиком Н.П.Басиным и инженером А.И.Колосовым, руководили строительством военный инженер Н.В.Смирнов и инженер-технолог А.Г.Бессон. (По иным сведениям, проект станции разработан фирмой «Сименс и Гальске» в Шарлоттенбурге, а по проекту Н.П.Басина выполнен фасад станции).
28 ноября 1897 года состоялся пуск первой очереди Раушской электростанции суммарной мощностью 3,3 МВт. Здесь впервые в России была применена трехфазная кольцевая система передачи переменного тока, который трансформировался до 120 В и доставлялся потребителям в радиусе 5 км.
Расположение станции на берегу реки позволило решить вопрос с водой, необходимой для ее работы. Вода забиралась непосредственно из Москвы-реки – до 18 тыс. тонн в час. Система водоснабжения Раушской электростанции была самой передовой для того времени.
ГЭС-1 и сегодня обеспечивает электроэнергией и теплом весь центр Москвы. В 1899-1909 годах она бесперебойно питала первую линию московского электрического трамвая.
В ноябре 1907 года на Раушской станции завершена постройка нового машинного зала и котельной (вторая очередь). Территория станции была расширена за счет приобретения соседнего участка земли и сноса находящихся там зданий. Суммарная мощность станции достигла 12 МВт.
Для доставки на станцию топлива (бакинской нефти) в 1907 году от нефтяных складов акционерного общества «Ока» у Симоновского причала был построен специальный нефтепровод.