Информация о здании
В XVII – XVIII веках местность между Большой Никитской и Тверской улицами была районом аристократии, и здесь, в Леонтьевском (а тогда еще Шереметьевском) переулке, находились двухэтажные каменные палаты сподвижника императора Петра I, стольника Автонома Головина.
В 1871 году старинное здание приобрёл Анатолий Иванович Мамонтов, брат известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. При нём здесь были открыты издательство и типография, где, в частности, печатались детские книжки с иллюстрациями известнейших художников – В. Васнецова, В. Серова, С. Малютина. Здание типографии – современный дом № 5 по Леонтьевскому переулку – было построено по проекту архитектора В. А. Гартмана.
В самом начале ХХ столетия одно большое владение было поделено два, и правая его часть (дом № 7) перешла к известному промышленнику, коллекционеру, Сергею Тимофеевичу Морозову. Морозов был большим ценителем народного промысла, что на столетия предопределило историю этого дома. Именно благодаря ему здание приобрело тот облик, который нам известен сегодня. По проекту архитектора С. У. Соловьева старинные палаты были перестроены на манер древнерусских теремов, и подарены Морозовым Кустарному музею, который был основан в 1885 году и находился в то время на Большой Никитской улице. Сюда поступало множество произведений искусства, среди которых резные прялки, коромысла, скульптуры птиц и животных. Так началась длинная история коллекционирования резных изделий. Кстати, именно в Кустарном музее в 1898 году появилась на свет первая русская красавица матрёшка, над которой работал художник Сергей Малютин.
В 1911 году по инициативе Сергея Тимофеевича архитекторами А. Э. Эрихсоном и В. Н. Башкировым к зданию был пристроен дополнительный объём с «древнерусским» крыльцом, где был открыт магазин, торговавший изделиями народного промысла.
Интересны архитектурные особенности постройки: вход представляет собой необычное крылечко с колонками-бочонками, а крышу здания венчает флюгер с игрушечным изображением. Визитной карточкой музея является вестибюль, украшенный керамическим камином, выполненный по эскизам М. А. Врубеля.
К началу 1910-х годов Кустарный музей возглавил работу по сохранению и развитию художественных промыслов по всей России, участвовал в организации выставок и ярмарок.
Сегодня в здании Музей народного промысла. Его фонд насчитывает около пятидесяти тысяч экспонатов, здесь представлена крестьянская резьба, роспись по металлу, дереву, камню и кости. Каждый может познакомиться с народной одеждой, расшитой кружевом, изделиями городского и промышленного искусства, коллекцией современных отечественных художественных промыслов и многим другим.