Информация о здании
Крупноблочный жилой дом в начале левой стороны ул. Полянки (д. 3/9), построенный перед началом Великой Отечественной войны в 1940 г. под руководством архитекторов А.К.Бурова и Б.Н.Блохина – интересный
пример развития застройки Москвы, история которого в определенной степени соединила различные тенденции, отчасти подчеркивая их скрытый драматизм.
Улица Большая Полянка – бывшая Космодемьянская – одна из главных улиц Замоскворечья. По-видимому, трасса улицы сложилась как в качестве начального отрезка дороги на Серпухов после переправы через р. Москву (от Большого Каменного моста через улицу Серафимовича – трасса улицы Всесвятской).
Учитывая, что северное Замоскворечье (современный Остров) отличалось сильной заболоченностью, вызвавшей необходимость устройства Водоотводного канала в 1783 – 1786 гг., застройка трассы начиналась собственно с Большой Полянки.
Знаменательным для Большой Полянки в середине XVII в. стало строительство двух грандиозных и очень нарядных храмов – сохранившегося храма Св. Григория Неокессарийского (д. 29; 1672 – 1689 гг.) и чуть раньше –
снесенного храма Св. братьев Козьмы и Дамиана (1655 – 1656 гг.; храм стоял на месте д. 4 перед разделением трассы на Большую Полянку и Большую Якиманку; разобран в 1931 г.).
Иногда в публикациях неточно указывают, что Крупноблочный жилой дом на ул. Полянке, построенный под руководством А.К.Бурова и Б.Н.Блохина в 1940 г., стоит на месте храма Св. Козьмы и Дамиана. Дом, построенный под руководством А.К.Бурова и Б.Н.Блохина, был поставлен напротив бывшей территории снесенного храма на месте доходной застройки XIX в., которая, впрочем, заняла территорию усадеб XVIII в. В частности, соседний с описываемым д. 1 стоит на месте усадеб Трубецких и Прозоровских, последняя – знаменитая утраченная усадьба, построенная В.И.Баженовым.
Реконструкция застройки начала трассы Большой Полянки стала важным этапом воплощения Сталинского Генплана реконструкции Москвы 1930х гг. (генплан был утвержден в 1935 г., но работы по реконструкции фактически велись одновременно с устройством московского метро с начала 1930х гг.).
Значение Большой Полянки определялось тем, что ее перспектива являлась продолжением трассы улицы Серафимовича с правительственным Домом на набережной. Достаточно указать, что дом в начале трассы Большой Полянки (№ 1) был построен под руководством главного архитектора Москвы Мордвинова.
Описываемое здание строилось под руководством А.К.Бурова и Б.Н.Блохина.
Дом на Большой Полянке входит в серию жилых домов этих архитекторов, построенных в Москве в конце 1930-х гг., в которой этими архитекторами фактически впервые в СССР была разработана система крупноблочного строительства. Наиболее последовательно система А.К.Бурова и Б.Н.Блохина получила воплощение в «Ажурном доме» на Ленинградском проспекте, ставшем своеобразным подведением итогов работы бригады перед самым началом Великой Отечественной войны.
Разработка строительства из крупнопанельных блоков, в значительной степени сменившего строительство из кирпича, имела важное значение для СССР в период индустриализации 1930-х гг. и связанного с ней крупного
городского строительства. Б.Н.Блохин, имевший большую строительную практику с середины 1910-х гг., вообще стал пионером разработки принципов крупноблочного строительства (сначала – теоретически) еще в
начале 1930х гг. А.К.Буров, в 1920-е гг. активно занимавшийся промышленным строительством, обратился к проблеме крупноблочного строительства после командировки в Детройт в 1932 г.
Для обоих архитекторов Дом на Полянке стал определенным, вероятно, несколько завуалированным, развитием опыта работы в «конструктивистские» 1920-е гг. Здание практически не имеет едва ли не обязательной в Москве 1930-х гг. неоклассической декорации (пример – классическая аркада и бельведер на соседнем доме, построенном под руководством Мордвинова). Фасад дома, построенного под руководством А.К.Бурова и Б.Н.Блохина, завершен обязательным в эти годы вынесенным карнизом на кирпичных консолях «сухариках», главным элементов оформления фасада становится фактура «бриллиантового руста». Для оживления фасада в соответствии с поисками 1920-х гг. архитекторы вводят не пластические, а цветовые акценты – цветовые порталы – обрамления балконов.
пример развития застройки Москвы, история которого в определенной степени соединила различные тенденции, отчасти подчеркивая их скрытый драматизм.
Улица Большая Полянка – бывшая Космодемьянская – одна из главных улиц Замоскворечья. По-видимому, трасса улицы сложилась как в качестве начального отрезка дороги на Серпухов после переправы через р. Москву (от Большого Каменного моста через улицу Серафимовича – трасса улицы Всесвятской).
Учитывая, что северное Замоскворечье (современный Остров) отличалось сильной заболоченностью, вызвавшей необходимость устройства Водоотводного канала в 1783 – 1786 гг., застройка трассы начиналась собственно с Большой Полянки.
Знаменательным для Большой Полянки в середине XVII в. стало строительство двух грандиозных и очень нарядных храмов – сохранившегося храма Св. Григория Неокессарийского (д. 29; 1672 – 1689 гг.) и чуть раньше –
снесенного храма Св. братьев Козьмы и Дамиана (1655 – 1656 гг.; храм стоял на месте д. 4 перед разделением трассы на Большую Полянку и Большую Якиманку; разобран в 1931 г.).
Иногда в публикациях неточно указывают, что Крупноблочный жилой дом на ул. Полянке, построенный под руководством А.К.Бурова и Б.Н.Блохина в 1940 г., стоит на месте храма Св. Козьмы и Дамиана. Дом, построенный под руководством А.К.Бурова и Б.Н.Блохина, был поставлен напротив бывшей территории снесенного храма на месте доходной застройки XIX в., которая, впрочем, заняла территорию усадеб XVIII в. В частности, соседний с описываемым д. 1 стоит на месте усадеб Трубецких и Прозоровских, последняя – знаменитая утраченная усадьба, построенная В.И.Баженовым.
Реконструкция застройки начала трассы Большой Полянки стала важным этапом воплощения Сталинского Генплана реконструкции Москвы 1930х гг. (генплан был утвержден в 1935 г., но работы по реконструкции фактически велись одновременно с устройством московского метро с начала 1930х гг.).
Значение Большой Полянки определялось тем, что ее перспектива являлась продолжением трассы улицы Серафимовича с правительственным Домом на набережной. Достаточно указать, что дом в начале трассы Большой Полянки (№ 1) был построен под руководством главного архитектора Москвы Мордвинова.
Описываемое здание строилось под руководством А.К.Бурова и Б.Н.Блохина.
Дом на Большой Полянке входит в серию жилых домов этих архитекторов, построенных в Москве в конце 1930-х гг., в которой этими архитекторами фактически впервые в СССР была разработана система крупноблочного строительства. Наиболее последовательно система А.К.Бурова и Б.Н.Блохина получила воплощение в «Ажурном доме» на Ленинградском проспекте, ставшем своеобразным подведением итогов работы бригады перед самым началом Великой Отечественной войны.
Разработка строительства из крупнопанельных блоков, в значительной степени сменившего строительство из кирпича, имела важное значение для СССР в период индустриализации 1930-х гг. и связанного с ней крупного
городского строительства. Б.Н.Блохин, имевший большую строительную практику с середины 1910-х гг., вообще стал пионером разработки принципов крупноблочного строительства (сначала – теоретически) еще в
начале 1930х гг. А.К.Буров, в 1920-е гг. активно занимавшийся промышленным строительством, обратился к проблеме крупноблочного строительства после командировки в Детройт в 1932 г.
Для обоих архитекторов Дом на Полянке стал определенным, вероятно, несколько завуалированным, развитием опыта работы в «конструктивистские» 1920-е гг. Здание практически не имеет едва ли не обязательной в Москве 1930-х гг. неоклассической декорации (пример – классическая аркада и бельведер на соседнем доме, построенном под руководством Мордвинова). Фасад дома, построенного под руководством А.К.Бурова и Б.Н.Блохина, завершен обязательным в эти годы вынесенным карнизом на кирпичных консолях «сухариках», главным элементов оформления фасада становится фактура «бриллиантового руста». Для оживления фасада в соответствии с поисками 1920-х гг. архитекторы вводят не пластические, а цветовые акценты – цветовые порталы – обрамления балконов.