Красные ворота

Красные ворота

Мясницкая ул.

Откройте для себя историю Красных ворот в дополненной реальности. Для того, чтобы максимально погрузиться в архитектуру прошлого, отправляйтесь к станции метро «Красные ворота» (выход №1), встаньте лицом к Садово-Спасской улице, откройте страницу исторического объекта в приложении, выберите опцию просмотра в AR, направьте камеру вашего смартфона на Высотное здание Красных ворот и следуйте простым подсказкам на экране. Также воссозданные объекты можно увидеть, не выходя из дома, - с помощью мо...

Развернуть
5
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Барокко
Годы постройки:
1709
Архитекторы:
Д.В. Ухтомский
Назначение постройки
Иное

«Красные ворота»: от триумфальных до безвозвратно утраченных

Красные ворота впервые возвели на Мясницкой улице в 1709 году, по указу Петра I, для знаменательной, торжественный встречи войск после разгрома шведской армии Карла XII при Полтаве. Деревянное сооружение стало первой в буквальном смысле «триумфальной» аркой в России.

Вторая супруга Петра I, императрица Екатерина I, перед своей коронацией приказала заменить ворота хоть и на новые, но, как и прежде, деревянные. Всего спустя восемь лет ворота сгорели. Их практически «воскресили из пепла» в 1742 году, по случаю коронации младшей дочери Петра I и Екатерина I, императрицы Елизаветы Петровны. В 1748 году деревянные ворота вновь постигла трагическая участь: они сгорели.

В 1753 году один из ярчайших представителей московского барокко - главный архитектор Москвы князь Дмитрий Васильевич Ухтомский – решил, наконец, вместо деревянных ворот, созданных по проекту М. Г. Земцова и уже не раз сгоравших, построить новые, каменные. В 1757 году появились воистину великолепные Красные ворота, украшенные белым рельефом, декорированные лепниной, скульптурами и гербами 50 российских губерний.

По одной из версий, как раз благодаря красно-кирпичному цвету арка и получила свое название: «Красные ворота». Другая легенда гласит, что каменные ворота не были красными по цвету, зато были красивыми: в те времена «красный» означало «красивый». Возможно, название «Красных ворот» связано с географической особенностью локации: дорога, тянущаяся через арку, вела не куда-нибудь, а именно в Красное село.

В конце 1920-х гг. случились два, казалось бы, взаимоисключающие друг друга события. В 1926 году Красные ворота отреставрировали, а летом 1927 года их снесли. Это произошло в ходе планового расширения Садового кольца, в соответствии с утвержденным проектом перепланировки города.

Немногочисленные фрагменты, отколовшиеся от Красных ворот, уникального памятника архитектуры, поместили в московские музеи. Трубящего ангела, венчавшего ворота, приютил Исторический музей, барочные фигурки играющих мальчиков хранятся в Музее архитектуры, а замковые камни с маскаронами попали на хранение в "Коломенское".

Память об утраченном объекте нашла свое отражение в «говорящей» топонимике Москвы. Новую станцию Сокольнической линии метро в 1935 году назвали "Красными Воротами". Позже станция и одноименная площадь на границе Красносельского и Басманного районов сменили свое название, став «Лермонтовской». В 1986 году станции вернули ее прежнее имя, а площадь в 1992-м поделили пополам: территория внутри Садового кольца называется «Красными Воротами», в то время как часть снаружи названа в честь создателя «Героя нашего времени» - М.Ю. Лермонтова.

Автор статьи: Валерия Пайкова
Распечатать статью

Отзывы (1)

Твтьяна
Твтьяна
Очень интересно посмотреть старинное фото того места, мимо которого ходишь постоянно в наши дни.