Информация о здании
Морозовская детская больница изначально задумывалась городом, врачебной комиссией и меценатами-благотворителями как современное медицинское учреждение, не уступающее по уровню комфорта и благоустройства европейским аналогам. С 1904 года во всех корпусах было устроено электрическое освещение. А еще ранее, при первоначальном планировании комплекса больницы, в ее структуре был заложен специальный корпус для котельной и хозяйственных служб. На чертежах начала ХХ века, сохранившихся в архиве Департамента культурного наследия города Москвы, он так и именуется – Котельный корпус.
Отопление в Морозовской больнице было центральное, пароводяное. Горячий пар подавался во все прочие корпуса из центральной котельной, которая располагалась позади больничной кухни, в правом ряду корпусов комплекса Морозовской больницы.
Котельный корпус – единственное строение больничного ансамбля, близкое по стилистике к промышленной архитектуре конца XIX – начала ХХ вв. Как и многие здания этого жанра, оно украшено готическими элементами. Но вместе с тем здание декорировано в стиле модерн и за счет этого не нарушает общего ансамбля Морозовской детской больницы.
Высота здания плавно повышается от флангов к центру, так что центральная часть становится двухэтажной. Фасад разделен столпообразными вертикальными акцентами на пять прясел-нефов; так в нем структурно воспроизведена композиция европейских готических соборов, что было нередким явлением в русской «промышленной архитектуре». Огромные остекленные оконные плоскости главного фасада также заставляют вспомнить об этом архитектурном направлении.
Центральное прясло шире остальных, что позволило разместить в нем тройное вертикальное окно. В остальных «нефах» окна одинарные. В верхней части центрального прясла-нефа размещена оригинальная изящная аркада. Композицию главного фасада оживляют два круглых окна (еще одна отсылка к готическим «прототипам») в соседних с центральным боковых пряслах-нефах. Интересен также ступенчатый карниз, тянущийся вдоль скошенной кровли здания.
Оригинальное смешение мотивов неоготики и модерна в одном корпусе, тем не менее, не вызывает чувства диссонанса; здание весьма органично и обладает выразительным обликом. Необычность архитектурного решения позволила Котельному корпусу внести ноту разнообразия в больничный ансамбль, не нарушая, однако, его стилистической целостности.
Константин Михайлов
Автор статьи
Отопление в Морозовской больнице было центральное, пароводяное. Горячий пар подавался во все прочие корпуса из центральной котельной, которая располагалась позади больничной кухни, в правом ряду корпусов комплекса Морозовской больницы.
Котельный корпус – единственное строение больничного ансамбля, близкое по стилистике к промышленной архитектуре конца XIX – начала ХХ вв. Как и многие здания этого жанра, оно украшено готическими элементами. Но вместе с тем здание декорировано в стиле модерн и за счет этого не нарушает общего ансамбля Морозовской детской больницы.
Высота здания плавно повышается от флангов к центру, так что центральная часть становится двухэтажной. Фасад разделен столпообразными вертикальными акцентами на пять прясел-нефов; так в нем структурно воспроизведена композиция европейских готических соборов, что было нередким явлением в русской «промышленной архитектуре». Огромные остекленные оконные плоскости главного фасада также заставляют вспомнить об этом архитектурном направлении.
Центральное прясло шире остальных, что позволило разместить в нем тройное вертикальное окно. В остальных «нефах» окна одинарные. В верхней части центрального прясла-нефа размещена оригинальная изящная аркада. Композицию главного фасада оживляют два круглых окна (еще одна отсылка к готическим «прототипам») в соседних с центральным боковых пряслах-нефах. Интересен также ступенчатый карниз, тянущийся вдоль скошенной кровли здания.
Оригинальное смешение мотивов неоготики и модерна в одном корпусе, тем не менее, не вызывает чувства диссонанса; здание весьма органично и обладает выразительным обликом. Необычность архитектурного решения позволила Котельному корпусу внести ноту разнообразия в больничный ансамбль, не нарушая, однако, его стилистической целостности.
Константин Михайлов
Автор статьи