Кооперативный жилой дом Наркомвнешторга

Кооперативный жилой дом Наркомвнешторга

Долгоруковская улица, дом 5
Загадка этого дома таится в заложенной гигантской арке. Зачем она здесь?
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Ар-деко
Годы постройки:
1929—1937
Архитекторы:
А.Ф. Жуков,И.А. Голосов,И.Л. Маркузе,А.В. Куровский,П. И. Терновский
Назначение постройки
Жилой дом

"Дом — Каляевка, пять, построенный на деньги людей, работавших за границей. За валюту, которую папа заработал в Берлине, он получил квартиру. Номер 215, на седьмом этаже. Лестниц еще не было, а о лифте и говорить нечего, — были настилы. И вот нужно на седьмой этаж подниматься по таким настилам… Газ и водопровод тоже еще не провели, за водой мы спускались во двор. Три комнаты, каждый имел свою комнату. Моя, маленькая, выходила окнами во двор, поэтому была очень тихая, и у родителей по большой комнате… А второе впечатление…: на углу Каляевки и Садовой стояли котлы, в которых варили гудрон, и в этих котлах жили беспризорники…"

Лилиана Лунгина, советский и российский филолог, переводчица. "Подстрочник"

Информация о здании

Этот представительный жилой дом на Садовом кольце первоначально строился совсем другим — практичным, с лаконичными фасадами по моде конца 1920-х. Единственное, что в нем выделялось — это угловые балконы. Первый проект был сделан известными архитекторами-жилищниками для Мосстроя — А. В. Куровским и А. Ф. Жуковым, строившим потом ВСХВ-ВДНХ.

Здание в плане представляет собой трапецию, охватывающую внутренний двор. В отличие от домов на рабочих окраинах, этот дом выше, он семиэтажный, с лифтами, помещениями для магазинов внизу, проездными арками во двор, в котором сохранился фонтан 1930-х годов. Здесь более 300 квартир, они небольшие, двух- и трехкомнатные, заселенные сразу посемейно, а не как коммуналки.

В середине 1930-х годов будущая улица Фадеева, в начале которой стоит это здание, мыслилась новым большим проспектом — дублером 1-й Тверской-Ямской улицы, ориентированным на небоскреб Дома Радио (спроектированный, но не построенный на Миусской площади). Дома, фланкирующие начало будущего проспекта, предполагали к тому времени выполнить уже в монументальных формах, характерных для архитектуры 1930-х. Для реализации этого замысла в 1933 году были приглашены Илья Голосов — один из лидеров архитектуры авангарда и его сотрудник Исидор Маркузе. Согласно их проекту уличные фасады дома были оштукатурены, а на углах сделано много лоджий. Здание сохранило прогрессивную каркасную конструкцию этих лоджий, опирающихся на простые круглые колонны, но было украшено горизонтальными тягами, увенчано упрощенным карнизом, а также пилястрами и другими декоративными деталями. Простенки окон верхнего этажа занял рельефный фриз, а над эркерами появились статуи (в 1960-е годы демонтированные).

Однако во второй половине 1930-х почти завершенную стройку передали другому архитектору (П. И. Терновскому) — заказчиком стали Наркоматы иностранных дел и Внешней торговли. В 1938 году из-за репрессий в отношении руководства этих министерств стройка опять встала, архитектор погиб в начале войны, а жильцами многих квартир в результате оказались сотрудники совсем другого ведомства — Наркомвнудела.

Несмотря на все эти перипетии, здание стало одним из самых заметных на Садовом кольце, а о большем замысле можно догадаться, только если смотреть на фасад по улице Фадеева, в котором осталось заложенной гигантская арка — первоначальном проезде для новой, так и не возникшей улицы.

Автор статьи: Николай Васильев
Распечатать статью
Теги:

Интересное рядом (1)